Приложения
Страница 11

Методика «картина мира».

Цель: Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка.

Материал: лист бумаги размером 250 / 150 см, карандаш и ручки.

Процедура: Даётся инструкция нарисовать картину мира, то есть мир, его образ, как ты его себе представляешь. После этого, ребёнка просят изобразить его собственный мир, на что он похож.

Интерпретация: существует пять основных видов рисунков:

«Планетарная картина мира» - изображение земного шара, других планет солнечной системы – когнитивная картина мира в форме общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.

«Пейзажная картина мира» - в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. – по самоотчётам – желаемая картина своего окружения.

«Непосредственное окружение», обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная, - то, что приходит на ум. Неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.

«Опосредованная, или метафорическая картина мира», передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого либо сложного образа.

«Абстрактная, схематическая картина мира», отличающаяся лаконизмом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.

В интерпретации главными ориентирами для нас должны быть выделенные жирным шрифтом картины мира, т.к. они могут подсказать, каким бы ребёнок хотел видеть мир и какой он есть у него сейчас. Обязательно нужно его попросить, подробно рассказать, что же он нарисовал.

Методика «Соломенная башня».

Цель: проследить структуру взаимоотношений в семье, насколько и родители и ребёнок проявляют признаки вербальной и не вербальной агрессии в присутствии других людей (консультанта).

Данное упражнение выполняется на консультации в присутствии и ребёнка и его родителей.

Материал: некоторое количество соломинок, спичек или можно, в крайнем случае, попытаться построить карточный домик.

Процедура: Семье предлагается совместно построить в течение 20 минут домик или башню, но так, что бы все участники были обязательно задействованы в работе.

Консультант засекает время, и пока семья начинает свою работу в его задачу входит проанализировать:

Насколько организованно семья распределила обязанности

Кто занял лидирующую позицию (начал командовать)

На сколько уважительно члены семьи относились друг к другу

Какую роль в этом процессе играл ребёнок

Не был ли кто – то обижен, агрессивен, или не задействован в выполнении задания.

По окончанию консультант обсуждает чувства, возникшие в игре, кто и насколько активно или пассивно участвовал, заметили ли сами члены семьи свои взаимоотношения и т.д.

Методика «Портрет моей семьи».

Цель: вместе с ребёнком проиграть травмирующие и негативные моменты взаимоотношений между родителями и им самим.

Материал: карандаши цветные и листы бумаги.

Процедура: Ребёнку предлагается по очереди нарисовать всех членов своей семьи в виде портрета, организовав некоторую галерею предков. После этого, консультант предлагает оживить портреты, но уже не в нашем времени, а в другом, наделив их качествами, которые присущи изображённым персонам. Затем, в месте с ребёнком придумывается история, при которой те качества, которые ребёнку не нравятся в предках, помогают им выжить. После этого, консультант в месте с ребёнком рисуют его портрет и тоже переносят в прошлое, где он становится волшебником, а все персонажи приходят к нему с просьбой перенести их в их настоящее время. Каким окажется волшебник (с какими качествами), перенесёт ли он предков обратно или нет, решает сам ребёнок (здесь диагностируется принятие или не принятие своей семьи ребёнком).

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Осуществление отдельных видов психолого-педагогической деятельности
Во время прохождения практики мною было проведено исследование по выявлению уровня тревожности у учащихся 2 классов, 45 учащихся. Целью данного исследования является выявление тревожности у детей младшего школьного возраста и установление причин Задачи исследования: 1. Провести психодиагностическое исследование по выявлению тревожнос ...

Формирование и развитие личности. Теории поведения личности.
Личность — понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставлении, воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуацией. Тем не менее, среди ...

Глоссарий
Активность – понятие, указывающие на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей. Инстинкты (с точки зрения перинатальной психологии) – психофизиологические представители бессознательного в реальной жизни человека, являющиеся инструментом адаптаци ...