Психофизиологические основы внимания
Страница 1

Информация » Особенности внимания детей подросткового возраста » Психофизиологические основы внимания

Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы выдающихся русских физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского.

Уже в выдвинутом И.П. Павловым представлении об особых реакциях нервной системы — ориентировочных рефлексах (рефлекс "что такое?", как его называл И.П. Павлов) содержалось предположение о рефлекторной природе непроизвольного внимания. "Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам; усиленно втягиваем коснувшийся нас запах ." — писал И.П. Павлов. По современным данным (Е.Н. Соколов и др.), ориентировочные реакции очень сложны. Они связаны с активностью значительной части организма. В ориентировочный комплекс входят как внешние движения (например, поворот глаз и головы в сторону раздражителя), так и изменения чувствительности определенных анализаторов; изменяется характер обмена веществ; изменяются дыхание, сердечнососудистые и кожно-гальванические реакции, т. е. происходят вегетативные изменения; одновременно возникают и изменения электрической активности мозга. Согласно идеям И.П. Павлова и А.А. Ухтомского, явления внимания связаны с повышением возбудимости определенных мозговых структур в результате взаимодействия процессов возбуждения и торможения.

Как считал И.П. Павлов, в каждый момент времени в коре имеется какой-либо участок, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения. Этот участок возникает по закону индукции нервных процессов, в соответствии с которым нервные процессы, концентрирующиеся в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях (и наоборот). В оптимальном очаге возбуждения легко образуются новые условные рефлексы, успешно вырабатываются дифференцировки, это в данный момент —"творческий отдел больших полушарий". Очаг оптимальной возбудимости динамичен. И.П. Павлов писал: "Если бы можно было видеть сквозь черепную коробку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью". Это светлое "пятно" и соответствует очагу оптимального возбуждения, его "перемещение" — физиологическое условие динамичности внимания. Положение И. П. Павлова о движении очагов возбуждения по коре головного мозга подтверждается современными экспериментальными исследованиями (данные Н.М. Ливанова).

Особое значение для понимания физиологических механизмов внимания имеет принцип доминанты. По А.А. Ухтомскому, в мозгу всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбуждения. А.А. Ухтомский характеризует доминанту как констелляцию "центров с повышенной возбудимостью". Особенностью доминанты как господствующего очага является то, что она не только подавляет вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна привлекать ("притягивать") к себе слабые возбуждения и благодаря этому усиливаться за их счет, еще больше доминировать над ними. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения. А.А. Ухтомский писал: "Под именем "доминанты" понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости ." Представления А.А. Ухтомского о доминанте позволяют понять нервный механизм длительного интенсивного внимания.

Возникающие в центрах с повышенной возбудимостью наиболее благоприятные условия для мозговой деятельности определяют, очевидно, высокую эффективность всех познавательных процессов при направленном сосредоточении.

Страницы: 1 2


Этапы развития психики по Эриксону
I стадия. Орально-сенсорная Соответствует оральной стадии классического психоанализа. Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия . Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда. Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие прои ...

Занятия в бассейне (акватреннинг) как способ усовершенствования психопрофилактических занятий для снижения уровня тревожности
В течение 9 месяцев беременности тело непрерывно изменяется. Выделяющиеся гормоны ослабляют и размягчают связки, удерживающие суставы, и скелет становится более гибким в процессе подготовки к родам. Увеличивается количество жидкости в теле, что заставляет сердце работать с большей нагрузкой, чтобы перекачать значительно больший объем кр ...

Манипуляция на уровне психологических процессов
Восприятие неразрывно связано с воображением, которое новым образом комбинирует то, что мы когда-то познали на опыте и зафиксировали это в памяти: нельзя вообразить то, что в разных своих элементах не присутствовало бы в действительности. Платон сравнивал восприятие с процессом тиснения печати на восковой пластинке, а воображение, согла ...