ПриложенияСтраница 6
4) Сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);
5) Наблюдение за ребёнком в домашней, школьной или иной обстановке;
6) Экспериментально – психологическое обследование; совокупный анализ всех полученных материалов (желательно обсуждение различными специалистами).
Важным дополнением к обследованию служит анализ продуктов деятельности ребёнка (рисунки, школьные тетради, поделки, предметы увлечений и т.д.), а так же результаты изучения личности родителей.
В соответствии с общей схемой возрастно-психологического анализа полученные сведения группируются в четыре раздела:
информация об истории развития ребёнка и состоянии его здоровья;
сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок (семья, коллектив сверстников в саду и школе или других посещаемых учреждения);
Особенности поведения и деятельности ребёнка (в процессе обследования, а так же в семье, школе или иных ситуациях);
Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально – личностной сфер ребёнка;
На основе этой информации психолог – консультант должен дать общую оценку уровня развития ребёнка, описать сущность его трудностей, оценив их сложности и глубины, выделить факторы, связанные с появлением указанных трудностей, определить сферы воздействия с целью устранения или ослабления остроты проблемы и, наконец, разработать коррекционную программу или предложения по психотерапии. Все перечисленные виды и источники информации имеют самостоятельное значение и предполагают специфические средства и методы её получения.
Приложение № 2.
Метод наблюдения за поведением ребёнка в ходе игры.
Для этого были отобраны две однотипные игры, смысл которых заключался в том, что каждый ребёнок подгруппы из десяти человек в определённый момент оставался в не игры. Ребёнку не хватало стула или кегли, когда после окончания каких либо движений давался сигнал, занять места или схватить кеглю, количество которых, на одну меньше чем детей. Целью игры являлась более полная актуализация мотивационных тенденций у детей. Инструкция нацеливает детей на борьбу и выигрыш. В ходе игры велось наблюдение за каждым ребёнком, и по специальной схеме отмечались агрессивные реакции детей представленные в следующих этапах: 1. вступление в игру, 2. игровые этапы (6этапов), 3. выход из игры.
Поведение ребёнка на каждом этапе фиксировалось по следующим категориям: 1. выражение лица и поведения вообще, 2. речь, 3. агрессивные проявления, 4. косвенная агрессия.
Показателем методики является частота агрессивных реакций, а так же эмоциональных проявлений, сопровождаемых агрессивное поведение. Методика направлена на более детальный анализ поведения и эмоциональных реакций ребёнка в ситуации соревновательной игры.
Схема:
Наблюдение за ребёнком в ходе игры |
Вступление в игру |
Протекание игры |
Выход из игры |
Выражение лица и поведение вообще | |||
Суетливость | |||
Растерянность | |||
Беспокойство | |||
Радость | |||
Спокойствие | |||
Смущение | |||
Удивление | |||
Безразличие | |||
Злоба | |||
Отчаяние | |||
Огорчение | |||
Отказ | |||
Нарушение правил | |||
Другие реакции | |||
Речь | |||
Командный тон | |||
Угрожающий крик | |||
Плач | |||
Обзывается | |||
Ругается | |||
Просьба | |||
Радостный возглас | |||
Другие реакции | |||
Агрессивные реакции | |||
Толкается | |||
Дерётся | |||
Забирает кеглю | |||
Сталкивает со стула | |||
Косвенная агрессия | |||
Топает ногами | |||
Кидает игрушку | |||
Начинает плакать | |||
Другие реакции |
Опытно-экспериментальное исследование развития процессов мышления у детей
младшего школьного возраста с ЗПР. Исследования видов
мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 37 г. Хабаровска в 3-ем классе коррекции VII вида.
Для достижения цели и решения поставленных практических задач были выбраны следующие методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
На этапе констатирующего эксперимента фиксируется некоторый показатель детс ...
Функции речи
Речь может быть монологической и диалогической, официальной и неофициальной, деловой и обиходной. Функции всех видов речи весьма разнообразны и по своему характеру, и по времени появления и длительности. Первая, самая стойкая функция речи - экспрессивная, отражающая отношение человека к событиям действительности, оценку этих событий, со ...
Внутренние конфликты работников и их влияние на эффективность
работы
Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
Фрейдистский подход к внутриличностным конфликтам. Будучи врагом утопий и иллюзий, Фрейд отказался считать ...