Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю
Страница 1

Информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю

Для оказания помощи проблемному ребенку необходимо оценить не только уровень его развития, но также и степень его дезадаптации. Выбор эффективных средств помощи детям младшего подросткового возраста, повышающих возможности их обучения и способствующих их адаптации, должен быть основан не только на четком понимании причин дезадаптации, но и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребенка в конкретных условиях его жизнедеятельности. Группа исследователей, занимающихся проблемами школьной дезадаптации во главе с О.А.Матвеевой [29, с. 153] выявили, что в настоящее время социально-психологические условия обучения и воспитания детей в нашей стране таковы, что практически всем детям полезна специальная профилактическая помощь психолога, способствующая адаптации их к учебному процессу и стимулирующая их развитие. Это поставило перед ними задачу разработки специальной программы для оказания такой помощи детям непосредственно в школе педагогами дополнительного образования. В результате ими была разработана программа «Каждому пятикласснику — творческий шанс»

, предназначенная для социально-педагогической, коррекционно-развивающей и профилактической работы в школе.

Разработанная авторским коллективом программа, предусматривает не только возможность выявления причин дезадаптации ребенка, но и выбор форм коррекционно-развивающей работы и способов ее организации с учетом ресурсов самого ребенка, его социального окружения, а также возможностей специалиста, реализующего эту модель. Целью при этом является объединение усилий (значимых для ребенка) взрослых, которые, по возможности, вовлекаются в организуемую педагогом развивающую и коррекционную работу. Педагог и психолог общеобразовательного учреждения при этом осуществляет воздействие на ребенка не только непосредственно, в режиме групповой и индивидуальной работы в специально организованной среде, но также и через родителей и учителей, меняя с их помощью систему требований и подкреплений в актуальной ситуации развития ребенка.

Предлагаемую программу можно рассматривать как средство профилактики социальной дезадаптации детей путем восстановления и укрепления связей в системе «ребенок — родитель — учитель» в процессе специально организованной развивающей и коррекционной работы с детьми. Формой реализации предлагаемой программы является прикладная модель коррекционно-развивающей работы, которая была использована ее авторами в школе при организации взаимодействия психолога со школьной администрацией, классным руководителем и другими педагогами, работающими с классом.

Отметим возможные способы реализации данной программы. Предлагаемый вариант психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов основан на сотрудничестве психолога с классным руководителем или другим лицом в школе, заинтересованных в стимулировании развития детей выбранного класса. Программа реализуется путем создания для детей искусственной среды в виде социально-педагогического тренинга с последующим расширением этой среды до ситуации учебной деятельности, а также включает систему внеклассных мероприятий. При работе с детьми психолог опирается не только на классного руководителя или другое заинтересованное лицо, но также на родителей и учителей, включая, по возможности, их в систему реализации программы.

Важной целью социально-педагогического вмешательства является в первую очередь осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком. Это позволяет:

— изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция и развитие недоформированных функций;

- изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка.

Направления развития и коррекции, реализуемые в тренинге, ориентированы на активизацию всех четырех выделенных выше сфер: эмоциональной, когнитивной, социальной, а также соматической сферы, связанной с развитием систем восприятия и двигательных актов. Это соответствует включению следующих основных блоков в цикл тренинговых занятий:

1. Эмоционально-мотивационный блок

(связан с решением следующих задач):

Страницы: 1 2 3 4


Структура и свойства внимания
Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления внимания называют качествами или свойствами внимания. К ним относят: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания. Различные качества внимания связаны друг с другом. Внимание характеризуется сложной функциональной структурой, образованной взаимо ...

Особенности физиологического и психологического развития подростков
Для того чтобы детально и глубоко рассмотреть поставленную проблему, влияние семьи на дисгармонизацию характера подростков, необходимо рассмотреть особенности психологического и физического развития подростков. Подростковый возраст – период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью. [4,С289-290]. В зависимости от ...

Сравнение корреляционных связей в группах
1. Семья. Для зависимых игроков семья и дети – подавляющий, угнетающий фактор, связанный с повышением напряженности и тревожности. Здоровым игрокам семья оказывает поддержку. В семье они не чувствуют себя одинокими. Происходит переориентация ценностей в соответствии с интересами семьи. 2. Материальные и жилищные условия. У зависимых иг ...