Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю
Страница 1

Информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю

Для оказания помощи проблемному ребенку необходимо оценить не только уровень его развития, но также и степень его дезадаптации. Выбор эффективных средств помощи детям младшего подросткового возраста, повышающих возможности их обучения и способствующих их адаптации, должен быть основан не только на четком понимании причин дезадаптации, но и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребенка в конкретных условиях его жизнедеятельности. Группа исследователей, занимающихся проблемами школьной дезадаптации во главе с О.А.Матвеевой [29, с. 153] выявили, что в настоящее время социально-психологические условия обучения и воспитания детей в нашей стране таковы, что практически всем детям полезна специальная профилактическая помощь психолога, способствующая адаптации их к учебному процессу и стимулирующая их развитие. Это поставило перед ними задачу разработки специальной программы для оказания такой помощи детям непосредственно в школе педагогами дополнительного образования. В результате ими была разработана программа «Каждому пятикласснику — творческий шанс»

, предназначенная для социально-педагогической, коррекционно-развивающей и профилактической работы в школе.

Разработанная авторским коллективом программа, предусматривает не только возможность выявления причин дезадаптации ребенка, но и выбор форм коррекционно-развивающей работы и способов ее организации с учетом ресурсов самого ребенка, его социального окружения, а также возможностей специалиста, реализующего эту модель. Целью при этом является объединение усилий (значимых для ребенка) взрослых, которые, по возможности, вовлекаются в организуемую педагогом развивающую и коррекционную работу. Педагог и психолог общеобразовательного учреждения при этом осуществляет воздействие на ребенка не только непосредственно, в режиме групповой и индивидуальной работы в специально организованной среде, но также и через родителей и учителей, меняя с их помощью систему требований и подкреплений в актуальной ситуации развития ребенка.

Предлагаемую программу можно рассматривать как средство профилактики социальной дезадаптации детей путем восстановления и укрепления связей в системе «ребенок — родитель — учитель» в процессе специально организованной развивающей и коррекционной работы с детьми. Формой реализации предлагаемой программы является прикладная модель коррекционно-развивающей работы, которая была использована ее авторами в школе при организации взаимодействия психолога со школьной администрацией, классным руководителем и другими педагогами, работающими с классом.

Отметим возможные способы реализации данной программы. Предлагаемый вариант психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов основан на сотрудничестве психолога с классным руководителем или другим лицом в школе, заинтересованных в стимулировании развития детей выбранного класса. Программа реализуется путем создания для детей искусственной среды в виде социально-педагогического тренинга с последующим расширением этой среды до ситуации учебной деятельности, а также включает систему внеклассных мероприятий. При работе с детьми психолог опирается не только на классного руководителя или другое заинтересованное лицо, но также на родителей и учителей, включая, по возможности, их в систему реализации программы.

Важной целью социально-педагогического вмешательства является в первую очередь осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком. Это позволяет:

— изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция и развитие недоформированных функций;

- изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка.

Направления развития и коррекции, реализуемые в тренинге, ориентированы на активизацию всех четырех выделенных выше сфер: эмоциональной, когнитивной, социальной, а также соматической сферы, связанной с развитием систем восприятия и двигательных актов. Это соответствует включению следующих основных блоков в цикл тренинговых занятий:

1. Эмоционально-мотивационный блок

(связан с решением следующих задач):

Страницы: 1 2 3 4


Роль символов в становлении Я-концепции
Я-концепция, как и другие самісні значения, находит отображение в символах. Важнейшее из них - имя человека. Именно этот символ, с помощью которого он себя определяет, непосредственно ассоциируется с ее Я-концепцией. Следствием этого являются два момента: с одной стороны, имя всегда так или иначе объединяется с носителем концептуальног ...

Средства массовой информации и культура как факторы влияния на развитие личности подростка. Социально-психологические представления о развитии личности подростка в исследованиях отечественных психол
В Советском Союзе и в современной России проблема развития личности подростка и его социализации широко изучается многими психологами и педагогами. В советский период развития психологии основными ориентирами, определявшими методологические основы науки о человеке, стала социальная ситуация, условия развития. Эта идея была заимствована ...

Результаты экспериментальной работы по развитию мышления у детей младшего школьного возраста
Мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми объектами, раскрывающими их свойства и сущность. После проведения контрольного эксперимента, для осуществления которого были повторно применены: методика “Исключени ...