Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю
Страница 2

Информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю

1) создание ситуации успешной деятельности;

2) обеспечение атмосферы эмоционального приятия, снижающей страхи, тревогу и фрустрацию;

3) формирование мотивации развития, в том числе школьной мотивации;

4) формирование модели потребностного будущего и обеспечение приятия ее детьми как личной цели развития;

5) формирование адекватной гибкой самооценки;

6) развитие рефлексии, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.

Опыт успешной деятельности обеспечивается за счет учета актуального уровня развития детей и предложения им достаточно простых задач, соответствующих их уровню. Важнейшим средством создания ситуации успеха и формирования у детей мотивации достижений является организация группового процесса в форме игры. Игровая форма занятий позволяет «расковать» детей, заинтересовать их, снизить уровень тревоги. Обеспечение атмосферы эмоционального приятия осуществляется за счет особой организации группового процесса, предусматривающей возможность свободного обмена впечатлениями между участниками. При этом основное внимание фиксируется на чувствах детей, а каждое высказывание поддерживается и одобряется. Атмосфера эмоциональной близости достигается также за счет организации работы детей в малых группах (парах, тройках) с последующим обсуждением в общем кругу результатов деятельности. В групповых обсуждениях, используется принцип «здесь и теперь», что позволяет перечеркнуть прошлые неудачи детей, снять ярлык неудачника и сконцентрировать их внимание на сегодняшних задачах и новом успешном опыте.

Важной особенностью стиля групповой работы является отсутствие внешней оценки результатов деятельности. Вместо этого ребенку в разных формах предлагается самому оценить свои успехи сейчас. При этом основное внимание фиксируется не столько на самих результатах деятельности, сколько на сравнении их с предыдущими результатами самого ребенка, т.е. на произошедших изменениях. Иначе говоря, ребенку предлагается сравнить его успех, пусть даже неполный, с его прошлой неудачей. Фиксация таких изменений сосредоточивает внимание детей на том, что происходит с ними сегодня, и мотивирует их на более успешную деятельность в будущем. Кроме того, ожидания успешных изменений запускает у детей механизм «самоактуализирующегося пророчества», что является средством формирования у них идеальной модели потребностного будущего, а также способности прогнозирования своих действий.

2. Социально-нормативный блок

(ориентирован на решение следующий группы задач):

1) формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях;

2) развитие навыков успешной коммуникации;

3) формирование навыков успешной совместной деятельности;

4) развитие способности критически воспринимать внешнюю оценку, повышение стрессоустойчивости при взаимодействии.

Средствами формирования в тренинге правил и норм является использование ритуалов и игр с правилами. Необходимым условием принятия детьми предлагаемых правил, норм и форм общения является специально созданная ситуация их успешной деятельности, а также их интерес к групповому процессу, поддерживаемый за счет игровой формы и занимательности происходящего.

Вначале правила и нормы вводятся ведущим в искусственно созданной игровой ситуации с согласия и по желанию самих детей. Важную роль при этом играет «договор» о правилах поведения в группе, который зачитывается ведущим и обсуждается группой. Детям предлагается внести свои предложения, а затем, если они согласны, подписать договор.

В процессе ведения группы в играх или упражнениях часто дети в малых группах меняются ролями, на чем ведущий специально акцентирует внимание участников. Введенные нормы группового общения поддерживаются ритуалами приветствия, прощания, а также формой групповых обменов впечатлениями, где ведущий следит за тем, чтобы каждый участник мог высказаться при внимании и одобрении его всей группой.

Развитие навыков успешной коммуникации предполагает возможность эмоционального контакта детей, способность попросить помощи, предложить свою и получить необходимую информацию от других. Возможность эмоционального контакта детей обеспечивается за счет атмосферы эмоционального приятия и взаимного доверия, обусловленного выбранной формой и стилем проведения тренинга. Способность детей к эффективному обмену информацией связана, с одной стороны, с навыком формулировать собственное мнение, а с другой — с умением слушать другого.

Страницы: 1 2 3 4


Свойства нервной системы как нейрофизиологическая основа индивидуальности
Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы, с которыми он связал четыре типа темперамента. Свойства нервной системы являются врожденными индивидуальными особенностями человека, которые прямо или косвенно оказывают влияние абсолютно на все компо ...

Анализ полученных результатов
Путем наблюдения нами было выявлено, что игровые взаимодействия детей дошкольного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны и при этом меньше возникает конфликтных ситуации. Игровые контакты не нарушаются, если среди девочек играет один мальчик. Появление второго мальчика влечет за собой соперничество и рассогласо ...

Психологические особенности педагогов
Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это, значит, обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя [23]. Р.П. Безделиной установлено, что более 85% обс ...