Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при
переходе из начальной школы в среднююСтраница 4
Таким образом, выбор эффективных средств помощи детям, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на четком понимании причин дезадаптации, но и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребенка в конкретных условиях его жизнедеятельности.
Понятие «готовность к обучению в средней школе» включает в себя следующие составляющие: сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала; качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Помимо этого необходимо также учитывать те личные переживания, которые испытывает школьник.
Современный дезадаптированный ребенок или подросток часто не имеет адекватных социальных и учебных навыков, характеризуется низкой самооценкой, но уже сформировал психологические барьеры в восприятии учебной и социально ориентирующей его информации. Сталкиваясь с проблемами несоответствия ожиданиям взрослых в школе или в семье, он может попытаться для разрешения конфликта изменить ситуацию или приспособиться к ней. Однако, не встречая понимания и помощи со стороны взрослых, он не знает, как это сделать, предпринимает неудачные попытки протестовать и вызывает отрицательную реакцию окружающих, что усугубляет или закрепляет его неадаптивное поведение, которое в дальнейшем и становится его защитной реакцией при любых трудностях.
Важная роль в предупреждении дезадаптации при переходе к средней школе принадлежит классному руководителю, который, выяснив от преподавателя начальных классов индивидуальные особенности детей, может, индивидуализировать подход к некоторым детям, которые труднее приспосабливаются к новому, провести соответствующую работу с другими педагогами.
Помощь классному руководителю в этой работе может оказать школьный врач, который при консультативной помощи детского психиатра и непосредственном, взаимодействии со школьным психологом должен заблаговременно выделить детей, у которых есть угроза такого срыва.
Теоретический анализ литературы по теме: «Проблемы адаптации младшего школьника к обучению в средней школе» позволила нам приступить к экспериментальной части нашего исследования.
Теоретические аспекты развития процессов мышления у детей младшего
школьного возраста с ЗПР. Особенности мышления детей
младшего школьного возраста с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР [7].
Основные клинические типы её дифференцируются по этио ...
Психологические особенности педагогов
Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это, значит, обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя [23].
Р.П. Безделиной установлено, что более 85% обс ...
Занятие 10
Тема. Что ты знаешь обо мне.
Цель занятия: способствовать повышению самооценки у детей, сплочению детского коллектива, развитие навыков позитивного социального поведения.
1. Введение.
Приветствие. Дети сидят в кругу, руки на коленях ладошками вверх. Педагог поворачивается к соседу слева, кладет свои ладошки на его и приветствует слов ...