Выводы

1) Каждый человек, присваивая тот или другой шаблон коллективной жизни, интегрирует разные свои склонности в единую персонификацию Я, через которую и благодаря которой получает соответствующий статус в группе.

2) Становление Я-концепции лица зависит, с одной стороны, от реального или естественного окружения, в котором он процесно самоопределяется, а с другой - от символической среды, через которую познает мир и себя его средствами (слово, действие, объекты).

3) Относительная внутренняя самодостаточность Я-концепции как стержневой внутренней опоры человека (отсюда, собственно, самоуважение, самодоверие, самоодобрение, самоподдержка и т.п.) обусловленная наличием самопричинения в ее витакультурном утверждении себя на разных уровнях субъективности (относительный субъект, моносубъект, полисубъект, метасубъект, абсолютный субъект) и связанных с ними образов субъективной реальности (индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум).

4) Идея свободного причинения и поведенческий подход в психологии служат своеобразной исходной точкой теоретико-методологического обоснования проблемы самосоздания составляющих Я-концепции учеников или студентов в системе инновационного обучения.