Понятие внимания

Внимание не является процессом отражения действительности как ощущение, восприятие, воображение и мышление. Оно представляет собой одну из сторон психологической деятельности – ее динамику.

Внимание повышает эффективность соответствующей психологической деятельности. Оно выражается в более ясном и отчетливом протекании психических действиях, сопутствующих вниманию, движения выполняются аккуратно и четко. При наличии внимания психологическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии. В каждый данный момент содержание психологической деятельности связано с относительно небольшим количеством явлений и действий. Из большего количества раздражителей, действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число, не обращая особого внимания на остальные, не имеющие в данный момент отношения к его деятельности.

Внимание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов лишь некоторые, на которых и сосредотачивается наша психологическая деятельность. При наличии внимания психологическая деятельность становится более организованной. Восприятие со вниманием всегда отмечается упорным характером: мы воспринимаем только то, что относится к задаче, стоящей перед нами, не отвлекаясь на побочные раздражители. Организационное значение внимания имеет и в процессах мышления. Когда мышление сопровождается сосредоточением внимания, оно протекает упорядоченно, приобретает стройный характер; мысли идут в определенной последовательности, связываясь друг с другом по существующим признакам. При ослаблении внимания мышление становится неорганизованным: течение мыслительных процессов отмечается отсутствием стройности, наблюдаются частые отвлечения мысли, между отдельными из них устанавливаются случайные связи по несуществующим признакам. При отсутствии внимания течение мыслей приобретает хаотический характер, они связываются друг с другом случайным образом, сменяют друг друга путем чисто механических ассоциативных связей, непланомерно, неупорядоченно.

Внешнее внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспособляемся к лучшему выполнению требуемых действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения, затормаживаются.


Занятие 8
Тема: Умники и умницы. Цель занятия: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы, продолжать развивать навыки позитивного социального поведения. 1. Введение Приветствие. Дети становятся в круг, кидают мяч друг другу, здороваются и передают друг другу пожелания на сегодн ...

Опытно-экспериментальное исследование уровня развитости у подростков способности к общению.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу и информацию, приведённую в предыдущих двух главах, мы провели опытно-экспериментальное исследование детей подросткового возраста на базе гимназии №1 в 9«Д» классе. Задачи и методика исследования Для того, чтобы исследовать уровень развитости способности к общению у подростков, мы ...

Анализ эмпирических результатов исследования
Исследование типа родительского отношения проводилось с помощью опросника Варги А.Я., Столина В.В. Полученные результаты отражены в таблице 1. Таблица 1 – Типы родительского отношения в семьях с часто болеющим и здоровым ребенком (по методике Варга А.Я., Столин В.В.) Принятие - отвержение Кооперация Симбиоз Контроль И ...