Акмеологический период развития
Страница 1

Информация » Краткий курс психофизиологии » Акмеологический период развития

Период зрелости 30-50-60 – по возрасту, по состоянию духа древние греки называли АКМЕ, что означает вершину, высшую степень расцвета сил, Личности, тождественность себе. Многие психологи считают, что с начала периода зрелости развитие как таковое прекращается, но это не совсем верно, процесс развития человека безграничен, так как развитие – основной способ развития Личности. Особенности: уход детей из родной семьи и изменение в связи с этим образа жизни, менопауза, изменение в интеллектуальном, физическом развитии. Личность становится социально зрелой, хар-но:

1.Зрелое интеллектуальное отношение к жизни.

2.Личность социально активна: деятельностно-продуктивна.

3.Зрелое отношение Личности к себе как субъекту жизни.

Когда рассматриваем развитие ребенка мы ограничиваемся возрастными закономерностями, при рассмотрении зрелой Личности нужно учитывать индивидуально-типические особенности или варианты жизни.

Реализация жизненного плана или жизненного замысла порождает развитие Личности в зрелости.

Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50 – 55 до 65 – 70 лет.

Границы зрелости: от 30 лет до времени фактического ухода на пенсию, то есть прекращения активной профессиональной Деятельности, что происходит в среднем примерно в 55 – 60 лет.

Зрелость считается порой полного расцвета Личности, когда человек может реализовать весь потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения – как в профессиональной или общественной Деятельности, так и в плане преемственности поколений.

В зрелости главными сторонами жизни обычно являются профессиональная Деятельность и семейные отношения.

Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют прогрессивную и регрессивную линии развития. Продуктивность связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Развитие Личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной Деятельности.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией.

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию хар-ра супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

Страницы: 1 2


Основные этапы развития психики
Развитие психики у животных проходит ряд этапов Основн. этапы Осн. этапы развития псих. отражения поведения жив-х III Отражение предм. III Интеелект. поведение - связей сложные формы поведения, отражающ. межпредм. связи II Предм. восприятие II Навыки - формы поведения приобретаемые в индивид. опыте жив.-х I Элементарная I И ...

Исследование влияния телевидения и чтения литературы на развитие личности подростка. Постановка целей и задач исследования, описание работы
Для того чтобы более конкретно изучить проблему влияния СМИ и культуры на развитие личности подростка, были взяты два аспекта в сравнении: телевидение (как составляющая СМИ) и чтение книг - литература (как часть культуры). Актуальность исследования Развитие личности проходит в течение всей жизни человека. Между тем, в школе вопpосам в ...

Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения
Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния (Короленко Ц.П. Дмитриева Н.В., 2000 г.) Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирова­ния на различные воздействия, например, на алкоголь. Заме­чено, ...