Акмеологический период развития
Страница 1

Информация » Краткий курс психофизиологии » Акмеологический период развития

Период зрелости 30-50-60 – по возрасту, по состоянию духа древние греки называли АКМЕ, что означает вершину, высшую степень расцвета сил, Личности, тождественность себе. Многие психологи считают, что с начала периода зрелости развитие как таковое прекращается, но это не совсем верно, процесс развития человека безграничен, так как развитие – основной способ развития Личности. Особенности: уход детей из родной семьи и изменение в связи с этим образа жизни, менопауза, изменение в интеллектуальном, физическом развитии. Личность становится социально зрелой, хар-но:

1.Зрелое интеллектуальное отношение к жизни.

2.Личность социально активна: деятельностно-продуктивна.

3.Зрелое отношение Личности к себе как субъекту жизни.

Когда рассматриваем развитие ребенка мы ограничиваемся возрастными закономерностями, при рассмотрении зрелой Личности нужно учитывать индивидуально-типические особенности или варианты жизни.

Реализация жизненного плана или жизненного замысла порождает развитие Личности в зрелости.

Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50 – 55 до 65 – 70 лет.

Границы зрелости: от 30 лет до времени фактического ухода на пенсию, то есть прекращения активной профессиональной Деятельности, что происходит в среднем примерно в 55 – 60 лет.

Зрелость считается порой полного расцвета Личности, когда человек может реализовать весь потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения – как в профессиональной или общественной Деятельности, так и в плане преемственности поколений.

В зрелости главными сторонами жизни обычно являются профессиональная Деятельность и семейные отношения.

Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют прогрессивную и регрессивную линии развития. Продуктивность связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Развитие Личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной Деятельности.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией.

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию хар-ра супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

Страницы: 1 2


Программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений
Пояснительная записка. Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. Анализ результатов психодиаг ...

Психологическая характеристика понятия «технологии»
В последнее десятилетие слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе либо совсем не рассматривается содержание данного понятия, либо термин имеет неоднозначное значение. Анализ литературы показал, что технология понимается как искусство, мастерство, умение, совок ...

Средства воздействия
Важной особенностью динамической структуры личности является её приуроченность к определенному отрезку времени, конкретной ситуации, в которых можно говорить о состоянии психики и поведении человека. Поэтому, различают два аспекта динамической структуры личности: внутренний (интроспективный) и внешний (поведенческий). Оба носят характер ...