Понятие, патогенез и систематика психосоматических расстройствСтраница 1
Длительное время проблема психосоматических расстройств разрабатывалась в основном последователями З.Фрейда, предлагавшими психогенетическую трактовку этих состояний, основываясь на психоаналитической концепции. Последнее время эти задачи всё чаще решаются с позиций психосоматического (Исаев Д.Н., 2004) Понятие «психосоматические расстройства» следует использовать для тех расстройств функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов (накоплению отрицательных эмоций). Эти расстройства, как отмечает Д.Н. Исаев (2004), являются болезнями адаптации (цивилизации). Их нередко называют также стресс - зависимыми, что подчёркивает важную роль в происхождении психосоциальных влияний[15].
Патогенез психосоматических расстройств складывается из значительного числа факторов:
1. неспецифической наследственной и врождённой отягощённости
соматическими нарушениями и дефектами
2. наследственной предрасположенности к психосоматическим
расстройствам
3. изменений в ЦНС, приводящих к нейродинамическим сдвигам
4. личностных особенностей
5. психологического и физического состояния во время
психотравмирующих событий
6. фона неблагоприятных семейных и других социальных факторов
7. особенностей психотравмирующих событий
Перечисленные факторы не только участвуют в генезе психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических расстройств.
Выраженные психосоматические расстройства разнообразны, они могут поражать практически любые органы и системы. Существуют:
- Психосоматические реакции (головные боли, расстройства сна, энурез, рвота и т.д.). Такие реакции обычно кратковременны. Они обычно возникают непосредственно вслед за переживанием неприятных или опасных обстоятельств.
- Функциональные психосоматические нарушения связаны с более значительными однократными неблагоприятными обстоятельствами или с повторяющимися жизненными трудностями. Они продолжительны, но не сопровождаются повреждениями структур органов и систем. Их проявления могут быть разнообразны. Это могут быть расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта (анорексия, желудочные спазмы, поносы, запоры), сердечно-сосудистой системы (кардиалгия, сердечная дизритмия, артериальная гипер- или гипотония), органов дыхания (диспноэ, апноэ, «невротический» кашель) и т.д.
-Психосоматические заболевания с органической манифестацией проявляются, например, в форме эндокринных заболеваний психогенного происхождения.
-Специфические психосоматозы (психосоматические болезни) – язвенная болезнь желудка и двенадцатипёрстной кишки, коронарная болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, нейродермит и др., характеризуются не только структурными нарушениями соответствующих органов и систем, но течением, свойственным этим болезням.
Стресс может служить патогенетической основой развития невротических, сердечно-сосудистых, эндокринных и многих других нарушений[16], болезней суставов, обмена веществ.[17]
Основа развития заболевания при длительном стрессе – продолжительное влияние гормонов, участвующих в формировании стресс – реакции и вызывающих нарушения в обмене липидов, углеводов, электролитов. Кратковременное и острое воздействие стресса приводит к повышению адаптивных способностей. Однако подготовленная реакция «битва-бегство» не осуществляется, что оказывает отрицательное влияние.
Особенности мотивации профессионального самосовершенствования
у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования
у студентов
Как показывает практика, современные формы подготовки специалистов не охватывают всех задач, которые приходится им решать, согласно требованиям профессии. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как обязательный компонент их подготовки. ...
Принципы использования методов исследования в
психологии
При использовании различных методов психологического исследования необходимо считаться с особенностями изучаемой проблемы. Так, например, при изучении ощущений вряд ли какой-либо другой метод может быть так эффективен, как экспериментальный. Но при изучении высших проявлений человеческой личности серьезно встает вопрос о возможности &qu ...
Социально-психологическое исследование экологического сознания
военнослужащих. Программа психологического исследования
экологического сознания военнослужащих
Сбор полученных результатов социально-психологического исследования был проведен в 25 пожарной части 6 ОГПС города Тула в период с 01.03.2007 г. по 15.05.2007 г.
В качестве экспериментальной группы выступили сотрудники 25 пожарной части 6 ОГПС города Тула в количестве 20 человек, в качестве контрольной группы выступили курсанты 5 курса ...