Функциональное состояние

Функциональное состояние человека определяется либо как фон, на котором развиваются психические процессы, либо как многомерная и системная реакция индивида и личности,, либо как целостная характеристика и симптомокомплекс параметров деятельности человека, либо, наконец как система «автоморфизмов субъекта». Другие подходы к пониманию функционального состояния существуют у ученых, занимающихся непосредственным изучением профессиональной деятельности человека. Так, Медведев В.И., Зараковский Г.М. и другие определяют функциональное состояние как комплекс характеристик функций и качеств, обуславливающих выполнение трудовой деятельности.

Функциональное состояние оператора – это комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение трудовой деятельности.

Это определение проводит грань между состоянием человека и состоянием его отдельных физиологических и психологических функций. Получив сведенья об этих функциях, мы еще не можем судить о состоянии оператора, не зная условий взаимодействия и взаимовлияния этих функций в процессе деятельности.

Вторая сторона этого определения заключается в его практической направленности – важно то изменение, которое сказывается на рабочей деятельности. В связи с этим вводится еще два понятия: сдвиг состояния и его изменение.

Под сдвигом понимается любое отклонение изучаемых интегральных или частных характеристик от состояния, принято за начало отсчета. Эти изменения могут быть количественно различны и обусловливаться как внутренними, так и внешними причинами. В тех случаях, когда независимо от количественных характеристик сдвиг состояния я ведет к изменению качества деятельности, говорят об изменении состояния.

Определение термина «функциональное состояние» позволяет дать и классификацию состояний, основанную на указанном выше критерии важности для выполнения рабочих операций.

Исходным в такой классификации является состояние оперативного покоя, под которым понимается такой комплекс характеристик оператора, который обеспечивает его включение в непосре6дственный рабочий процесс. При включении оператора в трудовую деятельность состояние оперативного покоя сменяется рядом других состояний, зависящих от самой деятельности и внешних факторов среды, так и от исходных физиологических и психологических характеристик человека.

Функциональные состояния человека различаются степенью активности его функциональных систем. В связи с этим можно говорить о состояниях покоя и деятельностных (рабочих) состояниях. Последние изменяются в процессе работы человека, в связи, с чем выделяют фазы изменения работоспособности: предстартовую, стартовую, врабатывания, устойчивой работоспособности, утомления и восстановления.

Теперь рассмотрим данные состояния более подробно.


Характеристика пубертатного периода
В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксиров ...

Эмпирическое исследование особенностей внимания у детей подросткового возраста. Методическое обеспечение и организация констатирующего эксперимента
Проведя подробный анализ литературы, мы пришли к выводу, что проблема развития внимания в процессе обучения математике в средней школе в литературе освещена недостаточно. Эксперимент проводился в средней школе №19 Железнодорожного района г. Красноярска в 2009 году. В исследовании принимали участие учащиеся 5 класса "А". Общее ...

Нормативно – правовая база в организации социальной работы
с детьми правонарушителями - в России Совершенно очевидно, что социальная работа с детьми - правонарушителями на уровне отношений специалист - ребенок, является частью социальной работы на общегосударствен­ном, региональном и местном уровнях. И та, и другая тре­буют эффективных технологий. Вопреки распространенному мнению, необходимо ...