Особенности мотивации профессионального самосовершенствования
у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования
у студентовСтраница 5
В результате анализа можно выделить 5 основных типов мотивационного профиля личности, выражающихся в баллах МПСС:
- креативный (5 баллов МПСС) – творческий уровень;
- экспрессивный (4 балла) – стремление к самоутверждению путем выборочной дифференциации мотивационных факторов;
- импульсивный (3 балла) – противоречия между мотивационными факторами;
- монотонный (2 балла) – недостаточная иерархия мотивов;
- блокирующий (1 балл) – блокирует мотивацию развития.
Таблица 6
Мотивационный профиль (%)
Контингент студентов |
Мотивационные профили | ||||
креативный |
экспрессивный |
импульсивный |
монотонный |
блокирующий | |
первокурсники |
5 |
4 |
7 |
6 |
11 |
выпускники |
9 |
6 |
8 |
4 |
7 |
заочники |
19 |
6 |
3 |
3 |
2 |
Результаты определения «мотивационного профиля» показали, что для большинства первокурсников характерен блокирующий тип, при котором поддерживающие мотивы (жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус) преобладают над развивающими мотивами (активность, творчество, общественная полезность). У студентов-заочников, напротив, преобладает креативный тип мотивационного профиля, при котором показатель развивающих мотивов значительно превышает показатель поддерживающих мотивов. У выпускников креативный тип несколько превышает блокирующий.
Отношение студентов к самосовершенствованию в профессиональной сфере выявлялось также путем анализа их ответов на вопрос: «Что побуждает вас заниматься профессиональным совершенствованием? (Оцените значение для вас следующих побуждений как самостоятельных):
1. Требовательность руководителей
2. Желание стать высококлассным специалистом
3. Стремление быть не хуже других
4. Требования коллектива
5. Интерес к своей профессии
6. Интересы продвижения по службе
7. Чувство ответственности перед близкими
8. Установка овладеть новыми профессионально-значимыми качествами
9. Стремление завоевать авторитет в коллективе
10. Желание работать так, чтобы не критиковали
11. Удовлетворенность собственным развитием
12. Жажда первенствовать среди сослуживцев
13. Осознание неизбежных проверок, зачетов, аттестации
14. Желание лучше освоить свою специальность
15. Стремление получить вознаграждение (материальное, моральное).
В результате данные стимулы распределялись на группы:
- отношение окружающих людей;
- самоутверждение;
- профессиональные стимулы (таблица 7).
Таблица 7
Уровень стимуляции к самосовершенствованию (%)
Контингент студентов |
Виды стимулов к самосовершенствованию | ||
отношение окружающих |
самоутверждение |
профессиональные | |
первокурсники |
12 |
11 |
10 |
выпускники |
8 |
16 |
10 |
заочники |
5 |
9 |
20 |
Прикладные проблемы и практические решения социальной психологии
Проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни, проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок, конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности, принятие ...
Этапы развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап
. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или 'одиночна ...
Критерии удовлетворенности трудом у педагогов коррекционной школы в
зависимости от стажа работы. Программа исследования
Исследование проводилось с двумя группами по 15 человек в каждой группе. Первую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 2 до 7 лет. Вторую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 8 до 15 лет. Все педагоги работают в коррекционной школе-интернате и имеют высшее или неоконченное высш ...