Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов
Страница 5

Информация » Мотивация профессионального самосовершенствования у студентов педвуза » Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов

В результате анализа можно выделить 5 основных типов мотивационного профиля личности, выражающихся в баллах МПСС:

- креативный (5 баллов МПСС) – творческий уровень;

- экспрессивный (4 балла) – стремление к самоутверждению путем выборочной дифференциации мотивационных факторов;

- импульсивный (3 балла) – противоречия между мотивационными факторами;

- монотонный (2 балла) – недостаточная иерархия мотивов;

- блокирующий (1 балл) – блокирует мотивацию развития.

Таблица 6

Мотивационный профиль (%)

Контингент студентов

Мотивационные профили

креативный

экспрессивный

импульсивный

монотонный

блокирующий

первокурсники

5

4

7

6

11

выпускники

9

6

8

4

7

заочники

19

6

3

3

2

Результаты определения «мотивационного профиля» показали, что для большинства первокурсников характерен блокирующий тип, при котором поддерживающие мотивы (жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус) преобладают над развивающими мотивами (активность, творчество, общественная полезность). У студентов-заочников, напротив, преобладает креативный тип мотивационного профиля, при котором показатель развивающих мотивов значительно превышает показатель поддерживающих мотивов. У выпускников креативный тип несколько превышает блокирующий.

Отношение студентов к самосовершенствованию в профессиональной сфере выявлялось также путем анализа их ответов на вопрос: «Что побуждает вас заниматься профессиональным совершенствованием? (Оцените значение для вас следующих побуждений как самостоятельных):

1. Требовательность руководителей

2. Желание стать высококлассным специалистом

3. Стремление быть не хуже других

4. Требования коллектива

5. Интерес к своей профессии

6. Интересы продвижения по службе

7. Чувство ответственности перед близкими

8. Установка овладеть новыми профессионально-значимыми качествами

9. Стремление завоевать авторитет в коллективе

10. Желание работать так, чтобы не критиковали

11. Удовлетворенность собственным развитием

12. Жажда первенствовать среди сослуживцев

13. Осознание неизбежных проверок, зачетов, аттестации

14. Желание лучше освоить свою специальность

15. Стремление получить вознаграждение (материальное, моральное).

В результате данные стимулы распределялись на группы:

- отношение окружающих людей;

- самоутверждение;

- профессиональные стимулы (таблица 7).

Таблица 7

Уровень стимуляции к самосовершенствованию (%)

Контингент студентов

Виды стимулов к самосовершенствованию

отношение окружающих

самоутверждение

профессиональные

первокурсники

12

11

10

выпускники

8

16

10

заочники

5

9

20

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Основные этапы развития психики
Развитие психики у животных проходит ряд этапов Основн. этапы Осн. этапы развития псих. отражения поведения жив-х III Отражение предм. III Интеелект. поведение - связей сложные формы поведения, отражающ. межпредм. связи II Предм. восприятие II Навыки - формы поведения приобретаемые в индивид. опыте жив.-х I Элементарная I И ...

Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки
Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека. Психологический облик человека очень многообразен и определяется ка ...

Взгляд на развитие психики В. С. Мухиной
Условием развития человека помимо реальности самой Природы является созданная им реальность культуры. Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека В. С. Мухина классифицирует следующим образом: ü Реальность предметного мира – предметы природы и рукотворные предметы, которые человек ...