Особенности мотивации профессионального самосовершенствования
у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования
у студентовСтраница 6
Таким образом, диагностика отношения студентов к профессиональному самосовершенствованию показала, что высокий уровень стремления к самосовершенствованию имеют все студенты. При этом профессиональные мотивы (желание лучше освоить специальность, интерес к профессии и др.) преобладают у заочников; мотивы продвижения по службе, стремление к авторитету в коллективе, вознаграждению характерны в большей степени для выпускников.
Кроме того, студенты очного отделения, в отличие от заочников, свой досуг не рассматривают как возможность для профессионального роста. Их самосовершенствование, в основном, направлено на развитие общительности, расширение культурного кругозора, воспитание черт характера и др.
Все испытуемые отметили следующие трудности при самосовершенствовании:
а) отсутствие необходимых знаний,
б) неумение планировать время,
в) отсутствие системы контроля,
г) неорганизованность,
д) отсутствие необходимых условий.
На основании всего изложенного общий балл МПСС можно найти по среднему арифметическому баллу:
МПСС = (ПД+ЯП+ОС) : 3
где:
МПСС – мотивация профессионального самосовершенствования;
ПД – отношение к профессиональной деятельности;
ЯП – отношение к себе как профессионалу;
ОС – отношение с профессиональному самосовершенствованию.
Общий балл находится в пределах от 1 до 5. Чем больше балл МПСС у студента, тем выше у него уровень мотивации профессионального самосовершенствования. Результаты МПСС представлены в таблице 8.
Таблица 8
Уровень мотивации профессионального самосовершенствования (%)
|
Контингент студентов |
Уровень МПСС | ||
|
2 – 2,99 |
3 – 3,99 |
4 – 5 | |
|
первокурсники |
17 |
12 |
4 |
|
выпускники |
8 |
10 |
16 |
|
заочники |
3 |
10 |
20 |
Низкий уровень МПСС оказался у первокурсников, высокий (16-20%) - у выпускников и заочников.
Анализ баллов критериальных значений МПСС позволяет определять, что именно и в какой степени тормозит мотивацию профессионального роста. Для примера приведем анализ показателей МПСС двух студентов. Итоговый балл каждого критерия МПСС может находиться в диапазоне от 1 до 5. Чем выше балл, тем выше показатель критерия МПСС. Низкий уровень критериев – от 2 до 2,99 балла, средний – от 3 до 3, 99, высокий – от 4 до 5 баллов.
Таблица 9
Анализ критериев МПСС (баллы)
|
Студенты |
Отношение к профессиональной деятельности (ПД) |
Отношение к себе как профессионалу (ЯП) |
Отношение к самосовершенствованию (ОС) |
Общий балл МПСС |
|
Татьяна З. (студентка заочница) |
2,6 |
4,25 |
3,26 |
3,37 |
|
Александр Д. (студент-первокурсник) |
3,36 |
2,75 |
4,37 |
3,49 |
Как видим, оба студента имеют средний балл МПСС. Однако у Татьяны З. этот уровень вызван отрицательным отношением к своей профессии (2,6 балла): она считает, что в избранной профессии невозможно реализовать имеющиеся способности; себя же она оценивает достаточно высоко (4,25 балла). У Александра Д. средний уровень вызван низкой самооценкой себя как профессионала; однако высокий балл самосовершенствования дает надежду ему это исправить. Следовательно, для Татьяны необходимо искать возможности полнее реализовать себя в профессии, а для Александра - повышать свою самооценку.
Готовность к обучению в среднем звене, основные
проявления и факторы школьной дезадаптации
Каковы показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю? Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
2. Сформированность у ребенка новообра ...
Барьеры, возникающие в процессе общения
Это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. К ним относятся: 1)барьеры понимания или непонимания; 2)барьеры социально - культурных различий; 3)невербальные барьеры; 4)барьеры социально - культурных различий; 5)барьеры отношений; 6)плохое слушание (неумение слушать). Возникновение ба ...
Особенности мотивационно-потребностной сферы личности испытуемых
Для изучения мотивационно-потребностной сферы применялась методика незаконченных предложений (см. приложения). Анализ результатов приводится по следующим категориям:
1. Высказывание о будущем (1, 2, 9, 13)
2. Высказывание о прошлом (3, 4)
3. Высказывание о заболевании (6, 7)
4. Высказывания, связанные с родственниками (8)
5. Высказ ...

