Особенности мотивации профессионального самосовершенствования
у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования
у студентовСтраница 6
Таким образом, диагностика отношения студентов к профессиональному самосовершенствованию показала, что высокий уровень стремления к самосовершенствованию имеют все студенты. При этом профессиональные мотивы (желание лучше освоить специальность, интерес к профессии и др.) преобладают у заочников; мотивы продвижения по службе, стремление к авторитету в коллективе, вознаграждению характерны в большей степени для выпускников.
Кроме того, студенты очного отделения, в отличие от заочников, свой досуг не рассматривают как возможность для профессионального роста. Их самосовершенствование, в основном, направлено на развитие общительности, расширение культурного кругозора, воспитание черт характера и др.
Все испытуемые отметили следующие трудности при самосовершенствовании:
а) отсутствие необходимых знаний,
б) неумение планировать время,
в) отсутствие системы контроля,
г) неорганизованность,
д) отсутствие необходимых условий.
На основании всего изложенного общий балл МПСС можно найти по среднему арифметическому баллу:
МПСС = (ПД+ЯП+ОС) : 3
где:
МПСС – мотивация профессионального самосовершенствования;
ПД – отношение к профессиональной деятельности;
ЯП – отношение к себе как профессионалу;
ОС – отношение с профессиональному самосовершенствованию.
Общий балл находится в пределах от 1 до 5. Чем больше балл МПСС у студента, тем выше у него уровень мотивации профессионального самосовершенствования. Результаты МПСС представлены в таблице 8.
Таблица 8
Уровень мотивации профессионального самосовершенствования (%)
Контингент студентов |
Уровень МПСС | ||
2 – 2,99 |
3 – 3,99 |
4 – 5 | |
первокурсники |
17 |
12 |
4 |
выпускники |
8 |
10 |
16 |
заочники |
3 |
10 |
20 |
Низкий уровень МПСС оказался у первокурсников, высокий (16-20%) - у выпускников и заочников.
Анализ баллов критериальных значений МПСС позволяет определять, что именно и в какой степени тормозит мотивацию профессионального роста. Для примера приведем анализ показателей МПСС двух студентов. Итоговый балл каждого критерия МПСС может находиться в диапазоне от 1 до 5. Чем выше балл, тем выше показатель критерия МПСС. Низкий уровень критериев – от 2 до 2,99 балла, средний – от 3 до 3, 99, высокий – от 4 до 5 баллов.
Таблица 9
Анализ критериев МПСС (баллы)
Студенты |
Отношение к профессиональной деятельности (ПД) |
Отношение к себе как профессионалу (ЯП) |
Отношение к самосовершенствованию (ОС) |
Общий балл МПСС |
Татьяна З. (студентка заочница) |
2,6 |
4,25 |
3,26 |
3,37 |
Александр Д. (студент-первокурсник) |
3,36 |
2,75 |
4,37 |
3,49 |
Как видим, оба студента имеют средний балл МПСС. Однако у Татьяны З. этот уровень вызван отрицательным отношением к своей профессии (2,6 балла): она считает, что в избранной профессии невозможно реализовать имеющиеся способности; себя же она оценивает достаточно высоко (4,25 балла). У Александра Д. средний уровень вызван низкой самооценкой себя как профессионала; однако высокий балл самосовершенствования дает надежду ему это исправить. Следовательно, для Татьяны необходимо искать возможности полнее реализовать себя в профессии, а для Александра - повышать свою самооценку.
Анализ индивидуальных реакций и индивидуального поведения. Виды,
темпы и направления движений
Виды движений. Размашистые, словно охватывающие движения демонстрируют уверенность говорящего и свидетельствуют о том, что ему нечего скрывать. По малозаметным движениям, которые к тому же часто совершаются украдкой, можно судить о том, что говорящий не хочет привлекать к себе внимание. Подобные движения кажутся незначительными, непритя ...
Результаты анализа данных, полученных по опроснику
К. Леонгарда – Г. Шмишека
Данные распределения психологических типов в исследуемых группах представлены в таблице № 3.
Таблица № 3. Распределение психологических типов в экспериментальной и контрольной группах.
№ п/п
Название типа характера по К. Леонгарду
Количество случаев в группах
Экспериментальная группа
Контрольная группа
1
Гипер ...
Пальцы
Пальцы служат в основном для выделения жестов. Собственно свое значение жест приобретает только после принятия пальцами того или иного положения. Но существуют и чисто пальцевые жесты, когда кроме пальцев больше ничто не задействовано и положение кисти не имеет никакого значения. Так, например, знак “V” (два растопыренных пальца), обозн ...