Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов
Страница 6

Информация » Мотивация профессионального самосовершенствования у студентов педвуза » Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов

Таким образом, диагностика отношения студентов к профессиональному самосовершенствованию показала, что высокий уровень стремления к самосовершенствованию имеют все студенты. При этом профессиональные мотивы (желание лучше освоить специальность, интерес к профессии и др.) преобладают у заочников; мотивы продвижения по службе, стремление к авторитету в коллективе, вознаграждению характерны в большей степени для выпускников.

Кроме того, студенты очного отделения, в отличие от заочников, свой досуг не рассматривают как возможность для профессионального роста. Их самосовершенствование, в основном, направлено на развитие общительности, расширение культурного кругозора, воспитание черт характера и др.

Все испытуемые отметили следующие трудности при самосовершенствовании:

а) отсутствие необходимых знаний,

б) неумение планировать время,

в) отсутствие системы контроля,

г) неорганизованность,

д) отсутствие необходимых условий.

На основании всего изложенного общий балл МПСС можно найти по среднему арифметическому баллу:

МПСС = (ПД+ЯП+ОС) : 3

где:

МПСС – мотивация профессионального самосовершенствования;

ПД – отношение к профессиональной деятельности;

ЯП – отношение к себе как профессионалу;

ОС – отношение с профессиональному самосовершенствованию.

Общий балл находится в пределах от 1 до 5. Чем больше балл МПСС у студента, тем выше у него уровень мотивации профессионального самосовершенствования. Результаты МПСС представлены в таблице 8.

Таблица 8

Уровень мотивации профессионального самосовершенствования (%)

Контингент студентов

Уровень МПСС

2 – 2,99

3 – 3,99

4 – 5

первокурсники

17

12

4

выпускники

8

10

16

заочники

3

10

20

Низкий уровень МПСС оказался у первокурсников, высокий (16-20%) - у выпускников и заочников.

Анализ баллов критериальных значений МПСС позволяет определять, что именно и в какой степени тормозит мотивацию профессионального роста. Для примера приведем анализ показателей МПСС двух студентов. Итоговый балл каждого критерия МПСС может находиться в диапазоне от 1 до 5. Чем выше балл, тем выше показатель критерия МПСС. Низкий уровень критериев – от 2 до 2,99 балла, средний – от 3 до 3, 99, высокий – от 4 до 5 баллов.

Таблица 9

Анализ критериев МПСС (баллы)

Студенты

Отношение к профессиональной деятельности (ПД)

Отношение к себе как профессионалу (ЯП)

Отношение к самосовершенствованию (ОС)

Общий балл МПСС

Татьяна З. (студентка заочница)

2,6

4,25

3,26

3,37

Александр Д. (студент-первокурсник)

3,36

2,75

4,37

3,49

Как видим, оба студента имеют средний балл МПСС. Однако у Татьяны З. этот уровень вызван отрицательным отношением к своей профессии (2,6 балла): она считает, что в избранной профессии невозможно реализовать имеющиеся способности; себя же она оценивает достаточно высоко (4,25 балла). У Александра Д. средний уровень вызван низкой самооценкой себя как профессионала; однако высокий балл самосовершенствования дает надежду ему это исправить. Следовательно, для Татьяны необходимо искать возможности полнее реализовать себя в профессии, а для Александра - повышать свою самооценку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Мотивация профессиональной деятельности. Мотивация: сущность и виды
Мотивация — одно из ключевых психологических понятий, объясняющих истоки активности личности. Мотивация находит свое выражение в побуждении человека к действию, в мобилизации его внутренней энергии, в направленности его действий и поступков. Когда говорят о мотивации, то подразумевают потребности и влечения, установки и интересы, стремл ...

Синдром эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») - специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как ...

Психолого-педагогические особенности школьной адаптации
При всей значимости в сфере медицинской, психологической и педагогической практики проблема школьной адаптации до сих пор относится к числу серьёзно заявленных, но не решённых проблем. В основном проблема адаптации трактуется с точки зрения приспособления ребёнка к школьным условиям: медиками - на функциональном уровне, психологами - на ...