Формирующий этап исследованияСтраница 1
На формирующем этапе исследования стало проведение работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, а также коррекция взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности используются:
- коммуникативные игры;
- беседы на различные темы;
- сюжетно-ролевые игры.
Цель
данной наработки состоит в реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:
1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении.
2. Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения.
3. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей.
4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
Для осуществления формирующего эксперимента я руководствовалась следующим планом организации и проведения сюжетно-ролевых игр:
1. Чтение рассказа В.Осеевой «Синие листья» и последующая беседа о нем. Сюжетно – ролевая игра «Дружба как стекло – разобьешь, не сложишь»
2. Исценирование сказки «Колобок»
3. Сюжетно – ролевая игра «Телефонные разговоры». Беседа о труде родителей с использованием иллюстраций, фотографий.
4. Создание альбома «Наши мамы и папы трудятся», организация фотовыставки.
5. Исценирование стихотворения С.Михалкова «А что у вас?
6. Составление детьми творческих рассказов «Как я живу дома»?
7. Беседа с участием куклы Петрушки «Моя помощь взрослым».
8. Изготовление игрушек – самоделок, кукольный мебели, телевизора, пианино и др.
9. Сюжетно – ролевые игры: «Вместе весело шагать…» Оказание помощи в распределении ролей.
10. «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье. Сюжетно – ролевая игра «Помогай другу везде, не оставляй его в беде»
11. Сюжетно – ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки- матери».
12. Беседа: «Я и мой дом». Сюжетно – ролевая игра «Если бы у меня была волшебная палочка».
13. Чтение – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама».
14. Сюжетно-ролевая игра «Морские путешествия»
15. Заключительная беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Нравственное воспитание». Сюжетно – ролевые игры «Мир без друга», «Семья слов», «Живая радуга».
Большое внимание уделяется формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
Подводя итоги описания своего опыта по развитию навыков общения у дошкольников, хочу подчеркнуть последовательный и коллективный характер этой работы, проводимой совместно с музыкальным руководителем детского сада и воспитателями групп.
Итак, с целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребёнка мною проводилась диагностика исходных уровней развития коммуникативной сферы детей. Используемые методы и методики можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам можно отнести те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина, так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом констатируются особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии. Мною был применен метод наблюдения.
Приложения
Приложение 1
Диагностика Интервью: Твои проблемы. (Беседа)
Диагностика “Эмоционально-волевой сферы у подростков” Люшер
Диагностика состояния агрессии у подростков
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, дес ...
Основные этапы развития психики
Развитие психики у животных проходит ряд этапов
Основн. этапы Осн. этапы развития
псих. отражения поведения жив-х
III Отражение предм. III Интеелект. поведение -
связей сложные формы поведения,
отражающ. межпредм. связи
II Предм. восприятие II Навыки - формы поведения
приобретаемые в индивид. опыте жив.-х
I Элементарная I И ...
Экспериментально – психологические методики
В исследовании использовались следующие методики:
1. Диагностический опросник.
Эта часть анкеты была разработана с использованием методик Томаса Такера, (журнал «Коммерсант ДЕНГИ») (№№ вопросов 20 – 28). Инструкция (правила) по заполнению анкеты и вопросы 1 – 19 были разработаны самостоятельно. Ниже приводится образец разработанной пе ...