Эмоциональный стресс и стрессоустойчивость
Страница 1

Эмоциональный стресс - (от англ. stress – напряжение) неспецифическая (общая) реакция напряжения живого организма на любое оказываемое на него сильное воздействие. [14]

Имеющиеся стрессовые факторы можно разбить на следующие группы:

1. Стрессоры активной деятельности: их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленного акта. Они способны не только нарушить течение деятельности, но также усилить и мобилизовать ее. Это могут быть:

а) экстремальные стрессоры - участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском;

б) производственные стрессоры - работа с большой долей ответственности, с дефицитом времени и т.д.

в) стрессоры психосоциальной мотивации - разного рода соревнования и конкурсы.

2. Стрессоры оценок: им свойственна эмоциональная окраска настоящей или предстоящей деятельности. Стрессоры оценок могут действовать на человека задолго или непосредственно перед осуществлением деятельности, сразу после окончания или через большой промежуток времени после совершения действия. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им учителя в школе. Сюда входят также:

а) старт-стрессоры и стрессоры памяти - предстоящие состязания, защита диплома, выступление в концерте, внезапное воспоминание о пережитом горе.

б) стрессоры, побед и поражений - успехи в карьере, искусстве, спорте. Любовь, женитьба, рождение ребенка, поражения, неуспехи, непризнания в деятельности, болезнь близкого человека.

в) стрессоры зрелищ - спортивные зрелища, фильмы, театральные представления, изобразительное искусство и т. д

3. Стрессоры рассогласования деятельности.

а) стрессоры разобщения: конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие и т.д.

б) стрессоры ограничений - психосоциальных и физиологических: заболевания, ограничивающие обычные сферы деятельности, изоляция, дискомфорт, сексуальная дисгармония, голод, жажда и т.д.

4. Физические и природные стрессоры:

а) мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, медицинские процедуры, травмы, темнота, яркий свет, сильный неприятный звук, вибрация, качка, высота, холод, жара, землетрясения и т.д.

Стресс можно разделить на две разновидности - эустресс и дистресс. Также различают нервно-психический, социальный, тепловой, световой и другие стрессы, а также положительную и отрицательную формы стресса.

Эустресс проявляется как положительное воздействие на психику и организм человека, так как он мобилизует их, повышает концентрацию внимания, улучшает реакцию и психическую активность в целом. Также он позитивно сказывается на адаптационных свойствах организма.

Дистресс – патологический стресс, которые негативно влияет на психику и здоровье человека, ухудшает психическую деятельность, деформирует поведение, порой приводя к абсолютной дезорганизации. Ему сопутствует гиперактивация нейрогуморальных систем, что может стать болезнетворным источником для всех систем и органов в организме. Дистресс может послужить причиной возникновения или обострения невротических, психосоматических и физиологических заболеваний. Формирование того или иного вида стресса находится в зависимости от всех факторов стрессовой ситуации: здоровья, как психического так и физического, личностных особенностей, привычного способа жизни и реагирования на стресс, механизма индивидуальной психологической защиты, степень психологической и социальной поддержки.[15]

Нервно-психический стресс появляется вследствие несовместимости индивидов в группе, большого скопления особей одного вида, постоянного шума и т.д.

Социальный стресс - социальное напряжение, требующее многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системах социального поведения, взаимодействия и т.д.

В стрессе выделяет основные фазы:

- фаза тревоги - мобилизация защитных сил;

- фаза резистентности - приспособление к сложной, стрессовой ситуации;

- фаза истощения, которое при сильном, продолжительном стрессе может спровоцировать болезнь или даже летальный исход.[16]

Страницы: 1 2 3


Пальцы
Пальцы служат в основном для выделения жестов. Собственно свое значение жест приобретает только после принятия пальцами того или иного положения. Но существуют и чисто пальцевые жесты, когда кроме пальцев больше ничто не задействовано и положение кисти не имеет никакого значения. Так, например, знак “V” (два растопыренных пальца), обозн ...

Агресивные проявления детей как предмет исследований в современной психологии. Феномен агрессивного поведения с точки зрения совремннной психологии.
В науке высказывались разные точки зрения относительно причин возникновения агрессии, её природы и факторов. Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе приемущественно инстинктивное: агрессия возникает потому, что чело ...

Занятие 6
Тема: Он, я, ты, она вместе будем мы друзья. Цель занятия: тренировка ассоциативного восприятия и творческого мышления, продолжение работы над сплоченностью группы, развитие навыков позитивного социального поведения. 1. Введение. Упражнение "Комплимент" Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит компл ...