Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов
Страница 1

Информация » Мотивация профессионального самосовершенствования у студентов педвуза » Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов

Как показывает практика, современные формы подготовки специалистов не охватывают всех задач, которые приходится им решать, согласно требованиям профессии. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как обязательный компонент их подготовки. Профессиональное самосовершенствование - это результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще.

Профессиональное самосовершенствование специалистов - это сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соотнесении с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

Мы предполагали, что важными предпосылками для начала процесса самосовершенствования выступают, во-первых, требования профессии к личности специалиста, которые должны быть несколько выше его возможностей, во-вторых, отношение самого специалиста к этим требованиям. Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса надо искать внутри личности - в виде мотивов профессионального самосовершенствования человека.

Анализ литературных источников позволил определить мотивацию профессионального самосовершенствования специалистов (МПСС) как совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального самосовершенствования специалиста.

Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования специалистов проводилась в Михайловском филиале ГОУ ВПО «ВГПУ» и охватывала будущих учителей иностранного языка различного уровня подготовленности:

а) студентов-первокурсников очного отделения, не имеющих опыта педагогической деятельности;

б) студентов-выпускников очного отделения, прошедших стажерскую педагогическую практику в школе;

в) студентов-заочников, имеющих педагогический стаж работы в школе.

Целью экспериментальной работы было определение движущих сил (мотиваторов) профессионального самосовершенствования у каждого конкретного студента; определение его “мотивационного профиля”, выявляющего его морально-психическое состояние; и выработка рекомендаций по развитию его профессиональной мотивации.

Систему отношений, определяющих мотивацию профессионального самосовершенствования личности, мы определяли по трем критериям:

1) отношение личности к своей профессиональной деятельности,

2) отношение к себе как профессионалу,

3) отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере.

Диагностика отношения студентов к своей профессиональной деятельности

Отношение студентов к своей профессиональной деятельности определялось по трем показателям:

1) удовлетворенности выбранной профессией,

2) представлению о своей служебной перспективе и

3) отношению к своей деятельности в настоящий момент.

Первый вид отношений определялся с помощью методики Н.В. Кузьминой «Удовлетворенность своей профессией» (20; 130).

Для оценки отношения к своей профессии использовались 3 вопроса:

1. Нравится ли Вам Ваша профессия?

2. Хотели бы Вы сейчас работать по другой специальности?

3. Выбрали бы Вы вновь свою профессию?

Результаты диагностики удовлетворенности профессией свидетельствуют о том, что студенты, имеющие практический опыт работы имеют о профессии более полное представление и могут, взвесив положительные и отрицательные стороны в ней, давать адекватную оценку, причем оценку позитивную, подтверждающую удовлетворенность профессией.

Второй вид отношений – представления о своей профессиональной перспективе – определялся по методике «незаконченных предложений»: «Когда я думаю о будущем, я представляю…» и ответу на вопрос: «Как вы представляете себе свою трудовую перспективу через несколько лет?»

Результаты опроса показали, что процент положительного отношения к служебной перспективе у первокурсников и выпускников выше, чем у заочников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Эмпирическое исследование влияния свойств нервной системы на развитие характера человека. Цель, задачи, программа и методы исследования
Великий русский физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов (1849-1936 гг.), изучая процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, их деятельность, сменяемость и силу, смог выделить также четыре типа высшей нервной деятельности: сильный, неуравновешенный сильный, уравновешенный, подвижный сильный, уравновеше ...

История и современное состояние психопрофилактики
Одной из причин возникновения перинатальной психологии явились противоречия, которые ощутили и специалисты, занимающиеся родоразрешением, и родители (матери, отцы), и желающие иметь детей. С одной стороны, медицина развилась до таких диагностических и фармакологических высот, что может контролировать сложнейшие функции человеческого орг ...

Объект и программа исследований
С давних времен люди старались многое знать и уметь. Для этого они обращались к своей памяти, пытаясь вспомнить то, что когда-либо слышали, видели, читали. Однако, как свидетельствует наука, борьба за раскрытие секретов памяти обычно оканчивалась поражением для человека. Так было начиная от первых пещерных поселений. Так есть и сегодня, ...