Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов
Страница 4

Информация » Мотивация профессионального самосовершенствования у студентов педвуза » Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов

Таблица 4

Исходные уровни локуса-контроля (ЛК)

Контингент

студентов

Экстернальный

Амбинальный

Интернальный

первокурсники

20

10

4

выпускники

20

5

8

заочники

10

12

11

Из таблицы видно, что для первокурсников и выпускников характерен экстернальный тип локуса-контроля. Такое количество (20 %) «экстерналов», по нашему мнению, связано с тем, что эти группы студентов в силу отсутствия педагогического опыта не научились надеяться на себя, на свои личные качества и возможности, а целиком полагается на везение, случай, других людей. У заочников результаты распределились равномерно по всем типам локуса-контроля.

Общий балл отношения к себе как профессионалу (ЯП) вычислялся по формуле:

ЯП = (С + Лк):2,

где:

ЯП – Я-профессиональное;

С – результат самооценки ПВК;

Лк – результат локуса-контроля.

Таблица 5

Отношение к себе как профессионалу (%)

Контингент студентов

Общий балл отношения к себе как профессионалу

низкий 2 – 2,99

средний 3 – 3,99

высокий 4 – 5

первокурсники

10

15

8

выпускники

5

13

16

заочники

4

18

22

Анализируя, в целом, отношение к себе как профессионалу мы получили результаты, которые можно классифицировать тремя уровнями: низкий, средний и высокий. Самые лучшие показатели наблюдаются у выпускников и заочников, что вполне объяснимо: они имеют профессиональный опыт, компетентность. Первокурсники оценивают себя как профессионала самыми низкими баллами (2 – 2,99), поскольку будущие педагоги еще не имеют адекватной самооценки и профессионализма.

Для студентов первокурсников и выпускников характерно сочетание адекватной самооценки с экстернальностью (склонностью видеть причины своих неудач во внешних обстоятельствах и невезении). Для студентов-заочников характерно наличие трех вариантов: 1) сочетание завышенной самооценки с экстернальностью, 2) сочетание заниженной самооценки с интернальностью (склонностью винить во всех неудачах только себя), 3) сочетание адекватной самооценки со средним уровнем локуса контроля.

Диагностика отношения к самосовершенствованию

Для диагностики самосовершенствования мы использовали адаптивный вариант методики «мотивационного профиля личности». В ее основе лежит иерархия потребностей А. Маслоу. Он описывает иерархию мотивов, которую человек последовательно делает основной сферой своей жизненной активности. Среди них: жизнеобеспечение, комфорт и безопасность, приобщение к социуму, самоутверждение в социуме, самоактуализация.

Преобладание мотивов поддержания жизнеобеспечения, комфорта, социального статуса можно определить как тенденцию поддержания жизнедеятельности и нормального социального существования личности, т.е. как потребительскую тенденцию. Вторая группа мотивов (общая активность, творческая активность, общественная полезность) определяется как личностно развивающаяся тенденция.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Уровни развития самосознания
Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих в ...

Психологические особенности педагогов
Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это, значит, обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя [23]. Р.П. Безделиной установлено, что более 85% обс ...

Функции речи
Речь может быть монологической и диалогической, официальной и неофициальной, деловой и обиходной. Функции всех видов речи весьма разнообразны и по своему характеру, и по времени появления и длительности. Первая, самая стойкая функция речи - экспрессивная, отражающая отношение человека к событиям действительности, оценку этих событий, со ...