Особенности мотивации профессионального самосовершенствования
у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования
у студентовСтраница 3
Студенты-выпускники имеют более адекватные представления о своей будущей профессии: положительно оценивается возможность профессионального, интеллектуального, культурного, организаторского роста, общественная значимость и творческий характер педагогической профессии; отрицательно - невозможность продвижения по службе, низкий заработок, отсутствие независимости в труде и объективной оценки работы начальством. Вместе с тем, отношение к своей служебной перспективе остается оптимистичным. Основной мотив учения у данной группы студентов - получить высшее образование. При этом, результатами учебы не удовлетворены 20% студентов, рассматривающих учебную деятельность для себя как приоритетную. Большинство студентов удовлетворены результатами учения на 60-80%, при этом они оценивают учебную деятельность как второстепенную или равную по значимости область, по сравнению с досугом. В целом отношение к педагогической деятельности оценивается как противоречивое.
Студенты-заочники имеют адекватные представления о педагогической профессии и удовлетворенность ею. Низко оценивается возможность хорошего заработка и продвижения по службе. Отношение к служебной перспективе тревожное, будущее вызывает опасения, страх. Основной мотив обучения у студентов-заочников - повышение своего социального статуса или заработка. В целом отношение к педагогической деятельности оценивается как положительное.
Диагностика отношения к себе как профессионалу
Самосовершенствование только тогда может стать деятельностью, устойчивым мотивом, если личность не только переживает активно-положительное отношение к избранной профессии, но и при этом осознает профессионально важные качества (ПВК), необходимость развития их у себя. Все это выдвигает очень важную проблему отношения к себе, самооценку. Самооценка может быть разной в зависимости от степени ее устойчивости, уровня адекватности: ситуативной и общей, завышенной или заниженной. В зависимости от своей формы и степени устойчивости самооценка уровня развития ПВК может стимулировать или подавлять стремление к профессиональному самосовершенствованию.
Изучение отношения к себе как профессионалу у студентов осуществлялось с помощью диагностических методик: самооценка профессионально важных качеств и уровня внутреннего локуса-контроля.
Данные диагностического исследования самооценки профессиональных качеств представлены в таблице 3.
Таблица 3
Исходные уровни самооценки ПВК (%)
Контингент студентов |
Заниженная самооценка |
Адекватная самооценка |
Завышенная самооценка |
первокурсники |
7 |
19 |
7 |
выпускники |
4 |
20 |
10 |
заочники |
11 |
11 |
11 |
Исходя из данных таблицы, мы видим, что у первокурсников и выпускников преобладает адекватная самооценка ПВК. У заочников все виды самооценки представлены в одинаковой степени.
Одной из важных интегральных характеристик самосознания, связывающих чувство ответственности, готовность к активности и самооценку, является локус контроля. Методика «Внутренний локус-контроль» выявляет два крайних типа локального контроля личности в профессиональной деятельности: интернальный (внутренний) и экстернальный (внешний). В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личных качеств, таких как профессиональная компетентность, целеустремленность, уровень способностей и являются закономерным результатом его личной профессиональной деятельности. В другом случае человек убежден, что его успехи и неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, другие люди. Амбинальный тип контроля – сочетание первого и второго типа. Результаты уровня локуса-контроля – таблица 4.
Психологические особенности подросткового возраста
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан
с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи ...
Описание экспериментальной выборки и методики
исследования
Наш эксперимент проводился на базе МДОУ «Золотой ключик» г. Абакана.
Цель экспериментальной работы: выявить уровень тревожности у часто болеющих детей дошкольного возраста, а так же определить особенности родительского отношения в семьях с часто болеющим ребенком дошкольного возраста.
Задачи исследования:
выявление особенносте ...
Социально-психологическое понятие групп. Классификация групп в социальной
психологии
Социальная группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, урове ...