Особенности мотивации профессионального самосовершенствования
у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования
у студентовСтраница 2
Третий вид отношений - отношение к профессии в настоящий момент - определялся по ответам на вопросы:
1. В какой степени профессия дает вам возможность удовлетворить ниже перечисленные потребности?
1) проявлять творчество;
2) возможность профессионального, интеллектуального, культурного, физического, организаторского роста;
3) быть самостоятельным, независимым в труде;
4) удовлетворять потребность в новой, интересной работе;
5) возможность продвижения по службе;
6) удовлетворять потребность в заработке;
7) удовлетворять потребность общения с коллегами по работе;
8) моя профессия пользуется уважением в известном мне окружении;
9) моя профессия очень нужная и важная;
10) моя работа достаточно объективно оценивается руководством;
11) меня устраивают результаты моей работы (учебы).
2. Выберите наиболее применимое для Вас суждение из ниже перечисленных от отношениях к досугу и работе:
а) досуг - полож.; учеба - отриц.;
б) досуг - отриц.; учеба - отриц.;
в) досуг - полож.; учеба - полож.;
г) досуг - отриц.; учеба - полож.
Результаты опроса показали, что, в целом, выбранная профессия дает возможность удовлетворить потребности в творчестве, профессиональном, интеллектуальном и организационном росте, в отношениях с другими людьми. Это отмечает больше половины опрошенных. Эта же часть отмечает важность и престижность профессии. Удовлетворенность физическим ростом и заработной платой отмечается самым низким процентом, а интерес к профессии и ее престиж отмечают меньше половины студентов. По нашему мнению, такое единогласие в оценках студентами, имеющими разный педагогический опыт работы, говорит о серьезных недостатках в данной профессии в настоящий момент.
В целом, отношение к профессиональной деятельности (ПД) мы находили по формуле:
ПД = (Уп + Сп + Нв) : 3
где :
Уп – удовлетворенность профессией;
Сп – отношение к служебной перспективе;
Нв – отношение к работе в настоящий момент.
Общий балл ПД может находиться в диапазоне от 2 до 5, при этом, чем выше общий балл, тем выше отношение к профессиональной деятельности. Результаты ПД представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень отношения к профессиональной деятельности (%)
Контингент студентов |
Общий балл отношения к профессиональной деятельности | ||
2 – 2,99 |
3 – 3,99 |
4 – 5 | |
первокурсники |
7 |
18 |
7 |
выпускники |
8 |
15 |
10 |
заочники |
9 |
11 |
15 |
Из таблицы видно, что от тех, кто стоит только в начале профессиональной карьеры, к тем, кто имеет опыт в данной профессии, наблюдается снижение процента тех студентов, чей средний балл отношения к профессии находится в диапазоне 3 – 3,99, с одновременным увеличением тех студентов, чей средний балл находится в диапазоне 4 – 5.
Результаты исследования отношения к профессиональной деятельности показали, что у студентов-первокурсников не совсем четко сформированы представления о своей будущей профессии: в оценке различных сторон профессиональной деятельности студентами отмечается невозможность проявления творчества, общения с коллегами, продвижения по службе, отсутствие престижности и привлекательности в данной работе, ее низкооплачиваемость. Это сочетается с весьма оптимистичным отношением к своей служебной перспективе. Учеба в настоящее время удовлетворяет их на 50%. Основной мотив учения - желание получить диплом и работать по специальности. В целом отношение к педагогической деятельности оценивается как неопределенное.
Методы социально-психологического исследования
Можно разделить на: методы сбора информации и методы ее обработки. Так же можно разделить на: методы имперического исследования, методы моделирования, управленческо-воспитательные методы. Первую группу методов разделяют на: наблюдение (проблема интерпретации протокола наблюдения другим исследователем), обработку документов (контранализ) ...
Объем образной кратковременной памяти у школьников
Для анализа объема образной кратковременной памяти у школьников на сегодняшний день данные представлены в виде диаграммы (рис. 9).
Рисунок 9 – Показатели объема образной кратковременной памяти
Из диаграммы видно, что почти у всех школьников (99%) объем образной кратковременной памяти в норме, что подтверждает литературные данные.
П ...
Теоретическая часть. Мотивация достижения успеха
Мотивация (лат. moveo – двигаю) — теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация представлена субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, свя ...