Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов
Страница 2

Информация » Мотивация профессионального самосовершенствования у студентов педвуза » Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов

Третий вид отношений - отношение к профессии в настоящий момент - определялся по ответам на вопросы:

1. В какой степени профессия дает вам возможность удовлетворить ниже перечисленные потребности?

1) проявлять творчество;

2) возможность профессионального, интеллектуального, культурного, физического, организаторского роста;

3) быть самостоятельным, независимым в труде;

4) удовлетворять потребность в новой, интересной работе;

5) возможность продвижения по службе;

6) удовлетворять потребность в заработке;

7) удовлетворять потребность общения с коллегами по работе;

8) моя профессия пользуется уважением в известном мне окружении;

9) моя профессия очень нужная и важная;

10) моя работа достаточно объективно оценивается руководством;

11) меня устраивают результаты моей работы (учебы).

2. Выберите наиболее применимое для Вас суждение из ниже перечисленных от отношениях к досугу и работе:

а) досуг - полож.; учеба - отриц.;

б) досуг - отриц.; учеба - отриц.;

в) досуг - полож.; учеба - полож.;

г) досуг - отриц.; учеба - полож.

Результаты опроса показали, что, в целом, выбранная профессия дает возможность удовлетворить потребности в творчестве, профессиональном, интеллектуальном и организационном росте, в отношениях с другими людьми. Это отмечает больше половины опрошенных. Эта же часть отмечает важность и престижность профессии. Удовлетворенность физическим ростом и заработной платой отмечается самым низким процентом, а интерес к профессии и ее престиж отмечают меньше половины студентов. По нашему мнению, такое единогласие в оценках студентами, имеющими разный педагогический опыт работы, говорит о серьезных недостатках в данной профессии в настоящий момент.

В целом, отношение к профессиональной деятельности (ПД) мы находили по формуле:

ПД = (Уп + Сп + Нв) : 3

где :

Уп – удовлетворенность профессией;

Сп – отношение к служебной перспективе;

Нв – отношение к работе в настоящий момент.

Общий балл ПД может находиться в диапазоне от 2 до 5, при этом, чем выше общий балл, тем выше отношение к профессиональной деятельности. Результаты ПД представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень отношения к профессиональной деятельности (%)

Контингент студентов

Общий балл отношения к профессиональной деятельности

2 – 2,99

3 – 3,99

4 – 5

первокурсники

7

18

7

выпускники

8

15

10

заочники

9

11

15

Из таблицы видно, что от тех, кто стоит только в начале профессиональной карьеры, к тем, кто имеет опыт в данной профессии, наблюдается снижение процента тех студентов, чей средний балл отношения к профессии находится в диапазоне 3 – 3,99, с одновременным увеличением тех студентов, чей средний балл находится в диапазоне 4 – 5.

Результаты исследования отношения к профессиональной деятельности показали, что у студентов-первокурсников не совсем четко сформированы представления о своей будущей профессии: в оценке различных сторон профессиональной деятельности студентами отмечается невозможность проявления творчества, общения с коллегами, продвижения по службе, отсутствие престижности и привлекательности в данной работе, ее низкооплачиваемость. Это сочетается с весьма оптимистичным отношением к своей служебной перспективе. Учеба в настоящее время удовлетворяет их на 50%. Основной мотив учения - желание получить диплом и работать по специальности. В целом отношение к педагогической деятельности оценивается как неопределенное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Приложение.
Сказки, сочиненные студентами-психологами. Счатьенос. Однажды, на облаках произошло чудо. 32 января 9999г. люди увидели, что небо над их головами стало светить ярко-ярко. «Что случилось? Что такое?» - твердили все. Как-то раз прибыли марсиане на Землю, их было трое. Они были очень несчастными, им все не нравилось у себя на планете. И ...

Мышление
Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах: 1) формирование и усвоение понятий; 2) решение проблем. Формирование понятий – это просто отличение "того, что похоже&quo ...

Взгляд на развитие психики В. С. Мухиной
Условием развития человека помимо реальности самой Природы является созданная им реальность культуры. Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека В. С. Мухина классифицирует следующим образом: ü Реальность предметного мира – предметы природы и рукотворные предметы, которые человек ...