Рекомендации к развитию мышления на уроках труда
Страница 1

В связи с тем, что эти дети с ЗПР ослабленное мышление, учителю важно выявлять уровень знаний и практических умений учащегося. Учитель выясняет степень сформированности общетрудовых мыслительных умений: анализировать образец изготавливаемого изделия, планировать предстоящие действия и операции, контролировать свои действия, отчитываться о выполненной работе, оценивать собственную работу и работы товарищей по классу.

Для восстановления и закрепления утраченных знаний и умений целесообразно организовать работу ученика на первоначальных уроках по каждой программной теме на несложном материале из программы предыдущего года обучения. Только в таких условиях ученик сможет постепенно включиться в работу, организовать свою деятельность на выполнение трудовых заданий, сможет с помощью учителя вспомнить и восстановить прежние знания, умения и навыки.

Для воспитания положительного отношения к выполняемой работе следует поощрять детей даже за незначительные успехи.

Развитию самостоятельности способствует постепенное сокращение «доз» помощи: от показа нужного приема (способа) работы до повторной инструкции либо только до привлечения внимания ученика или же до частной организации его деятельности.

Для развития взаимосвязи между речью и деятельностью особое значение имеют словесные отчеты детей. Рассказ ученика о выполненной работе способствует осознанию ребенком правильности (ошибочности) произведенных действий, закреплению понимания последовательности этапов работы и отдельных операций.

Следует учить детей правильно понимать словесную инструкцию. Здесь также необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения заданий.

Учителя должны помнить, что дети с ЗПР, сравнивая предметы, проявляют склонность к установлению различия, не умея в то же время уловить сходство. Так же при сравнении предметов или явлений они часто опираются на случайные внешние признаки, не выделяя существенных признаков. То есть учитель должен бороться с этой необычайной конкретности мышления учеников.

Дети должны научиться мыслить, то есть:

1) совершить переход от отражения действительности в ее ситуационных наглядных образах к отражению в понятиях, правилах, закономерностях;

2) совершать еще более сложный переход от простого воспроизведения этих образов и представлений к мыслительным действиям, т. е. к решению задач, формулированию и проверке гипотез.

Учитель должен организовывать систематическое включение учащихся в коллективные формы учебно-трудовой деятельности и производительного труда, способствующие развитию познавательной активности и воспитанию мышления.

Так как наглядные образы детей с ЗПР недостаточно динамичны, они недостаточно направленно преобразуются под влиянием задачи. Однако по мере школьного обучения увеличивается полнота мысленного анализа объектов, совершенствуются приемы наглядного мышления, повышается роль воображения в нем, становится более доступным наглядное обобщение.

Учителя должны остерегаться, чтобы они строили методику обучения только на основе принципа наглядности и опирались на одни конкретные представления. Наглядные методы обучения необходимы, но ими нельзя ограничиваться. Задача учителя в том и состоит, чтобы помочь ребенку отвлечься от конкретных представлений и перейти к высшей ступени познания - логическому, словесному обобщению.

На уроках трудового обучения решаются важнейшие воспитательные задачи. Выполняя трудовые задания, дети учатся ставить перед собой цель, проявлять настойчивость в ее достижении, преодолевать при этом различные трудности. Эти положительные качества личности формируются в результате направленной работы учителя, который, зная особенности детей своего класса, проявляет по отношению к ним терпение и тактичность, дает возможность думать, собираться с мыслями, хвалит за самые незначительные успехи.

Страницы: 1 2


Обобщенная характеристика семейной депривации и связанных с ней пограничных психических расстройств у детей. Клинико-социальная характеристика семейной депривации
Социализация ребенка в ведущих сферах его социальных отношений может протекать в оптимальных адаптивных условиях или в условиях, сопровождающихся средовой психической дезадаптацией. Средовая психическая дезадаптация является понятием, которое необходимо для психолого-педагогического и социально-медицинского анализа, потому что позволяе ...

Массовая коммуникация. Необходимые условия функционирования СМК
Массовую коммуникацию стоит рассматривать в качестве социального явления, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через смысловую и оценочную информацию, которая передается по каналам СМК. Также следует рассматривать массовую коммуникацию как механизм актуализации информации при помощи различных коммуникативных сред ...

Психологические составляющие и функции экологического сознания
Вопросы наличия и формирования экологического сознания, а также его типологии зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие. Структура экологического сознания определяется как совокупность: · представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе; · ...