Военно-психологическая система реадаптации и реабилитации военнослужащих. Психологические основы построения системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах
Страница 1

Информация » Реабилитация военнослужащих с посттравматическим стрессовым синдромом » Военно-психологическая система реадаптации и реабилитации военнослужащих. Психологические основы построения системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах

Система реабилитации и реадаптации в Вооруженных силах РФ базируется на двух основных подходах:

1. В первом случае, реабилитация и реадаптация понимается как восстановление целевого психологического ресурса военнослужащих. «Под целевым психологическим ресурсом понимается совокупность наличных психологических возможностей военнослужащего в доступных для использования обстоятельствах социальной и эргономической среды, обусловливающих его способность решать боевые задачи определенного типа (класса, уровня)».[31]

2. Во втором случае, как восстановление социального, психического статуса и повышение адаптивных возможностей в мирной жизни;

Для первого подхода разработана Концепция психологического обеспечения боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. В изложении А.Г.Караяни, «психологическое обеспечение представляет собой технологическую систему, предназначенную для формирования, сохранения и восстановления целевого психологического ресурса, необходимого участникам локального военного конфликта для эффективного решения ими боевых задач. Она выступает неотъемлемым элементом системы более высокого порядка – морально-психологического обеспечения боя».[32] Очень долгое время понятие «морально-психологическое обеспечение» военными учеными не разрабатывалось. Капитан 1 ранга запаса В.Каширин отмечает: «Мы многократно проводили опросы офицеров о том, что же они понимают под этим термином, и получали от них самые противоречивые ответы»[33].

Разработка излагаемой Концепции проводилась в два этапа: теоретический и экспериментальный, и имеет серьезные научные и практические основы. Для реабилитационной и реадаптационной работы в ней отводится особое место (Приложение 1 «Структурно-логическая схема психологического обеспечения боевых действий войск»), точно определяются основные понятия, главные направления построения и организации психологической работы.

Согласно этой Концепции, решение задач психологического обеспечения осуществляется на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. На стратегическом уровне решаются задачи создания благоприятной внешней среды и психологических предпосылок для эффективных боевых действий войск. Одной из важных задач работы на этом уровне является: «развертывание и организация функционирования системы психологической реабилитации и социально-психологической реадаптации с учетом прогнозируемых объемов психотравматизации военнослужащих и потребности в психологической коррекции».[34] На оперативном уровне среди прочих задач, как наиболее важная выделяется: «Осуществление первого этапа социально-психологической реадаптации воинов, завершивших участие в боевых действиях».[35] На тактическом уровне психологическое обеспечение охватывает комплекс мероприятий, касающихся лишь частей и соединений, действующих непосредственно в боевой обстановке или готовящихся к решению боевых задач.

То есть, настоящая Концепция предполагает, что реадаптация и реабилитация проводится на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях и включает в себя следующие элементы: «психологический карантин» (пребывание военнослужащих некоторое время в среде сослуживцев с постепенным допуском в него гражданских лиц); создание реадаптирующей социальной среды в стране, местах постоянной дислокации, в семьях участников боевых действий; проведение психореабилитационных мероприятий с военнослужащими, подвергшимися психотравматизации; психологический мониторинг состояний воинов, вернувшихся из района боевых действий.

Страницы: 1 2 3 4


Барьеры, возникающие в процессе общения
Это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. К ним относятся: 1)барьеры понимания или непонимания; 2)барьеры социально - культурных различий; 3)невербальные барьеры; 4)барьеры социально - культурных различий; 5)барьеры отношений; 6)плохое слушание (неумение слушать). Возникновение ба ...

Различные положения рук
Ладони вверх. Такое положение кисти руки необходимо в случае получения чего-либо. Поэтому в пантомиме оно используется как просящее движение. Оно также является жестом открытого изложения и передачи чего-либо. Чем дальше руки с повернутыми вверх кистями протянуты вперед, тем выше степень требовательности. При сомкнутых пальцах увеличен ...

Занятие 12
Тема. Шире круг. Цель занятия: тренировка способности мыслить, приучение к стандартным мыслительным операциям, развитие навыков позитивного социального поведения. 1. Введение. Приветствие. Новости, школьные достижения. "Как я рад, что сегодня с нами…" Дети сидят в кругу. Передавая друг другу Мяки, говорят: "Как я рад, ...