Военно-психологическая система реадаптации и
реабилитации военнослужащих. Психологические
основы построения системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силахСтраница 3
Проблема своевременного обнаружения военнослужащих, получивших боевой стресс, встает особенно остро, если учесть, что «при сохранении психотравмирующих влияний, отсутствии терапии и некоторых других обстоятельствах ослабленная психическая дезадаптация постепенно может стабилизироваться, в результате чего невротическое реагирование расширяется на все более широкий круг воздействий на человека («общая дезадаптация», невротическое состояние и т.д.).[38] Таким образом, чем больше времени проходит с момента получения боевого стресса, тем больше шансов, что у военнослужащего разовьется серьезная форма дезадаптации.
Если понимать реадаптацию и реабилитацию как восстановление социального, психического статуса военнослужащего и повышение его адаптивных возможностей в мирной жизни, то нужно отметить, что военные ученые и практики считают целесообразной трехуровневую систему психологической реадаптации ветеранов боевых действий:[39]
- первый уровень базируется на возможностях, которые есть у военных частей и военных комиссариатов;
- второй уровень предполагает использование военных санаториев, домов отдыха, туристических баз, реабилитационных центров ветеранских организаций;
- третий уровень составляют государственные и негосударственные реабилитационные центры; мировой опыт свидетельствует, что число и пропускная способность реабилитационных центров должны обеспечивать пребывание в них каждого ветерана в течение 11 недель, в том числе с их супругами и детьми;
Психореабилитационные мероприятия проводятся в мирных условиях в специальных реабилитационных центрах, государственных и негосударственных. В комплексе с медикаментозной терапией и работой по восстановлению социального статуса военнослужащего, проводятся и психологические мероприятия, направленные на преодоление ПТСР. «Реабилитация – это не только профилактика, лечение или трудоустройство, это, прежде всего, новый подход к человеку».[40] В реабилитационном центре республики Беларусь используется немало средств для реабилитации психики. «Во-первых, нелекарственная терапия; психотерапия индивидуальная и групповая; семейное консультирование; методики релаксации и биологической обратной связи. Во-вторых – физиотерапия . Физиотерапевтические методы уравновешивают и активизируют процессы возбуждения и торможения, благоприятно влияют на эмоционально-волевую сферу, способствуют снятию утомления, повышают общий тонус организма. В-третьих – фармакотерапия, где накоплен большой опыт лечения и реабилитации расстройств, связанных с тревожностью».[41] Н.В.Якушкин отмечает, что во всех реабилитационных мероприятиях необходимо обращение к личности больного. Путь к выздоровлению лежит через когнитивную переработку травмы, трансформацию личности, через личностный рост. Для выздоровления ветерану необходимо прийти в согласие с самим собой и реальными событиями своей военной жизни. Жизнь военнослужащих регулируется Уставом и приказами. Личность военнослужащего вторична по отношению к его обязанностям. Необходимость обращения к личности военнослужащего и к понятию личностного роста до сих пор не осознана, несмотря на огромный мировой опыт и статистику психических потерь в локальных войнах.
Психологическая работа в Вооруженных Силах РФ по реабилитации и реадаптации основывается на принципах:
- гуманизма, подчеркивающего приоритетность личности военнослужащего в системе целей психологического обеспечения и обеспечивающего нравственный выбор средств воздействия на солдат;
Психоанализ как основа теории личности З. Фрейда. Предпосылки
возникновения психоанализа. Зигмунд Фрейд
В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета Зигмунд Фрейд, работая над «Проектом программы научной психологии», пришел к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача невропатолога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Психоанализ Фрейда оказал явно или неявно влияние почти на ...
Исследование влияния телевидения и чтения
литературы на развитие личности подростка. Постановка
целей и задач исследования, описание работы
Для того чтобы более конкретно изучить проблему влияния СМИ и культуры на развитие личности подростка, были взяты два аспекта в сравнении: телевидение (как составляющая СМИ) и чтение книг - литература (как часть культуры).
Актуальность исследования
Развитие личности проходит в течение всей жизни человека. Между тем, в школе вопpосам в ...
Источники и факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности
Многие исследователи считают, что в основе формирования половой идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества. Таким образом, половая идентичность – это фенотип, сплав врожденного и приобретенного. Данное ...