Военно-психологическая система реадаптации и
реабилитации военнослужащих. Психологические
основы построения системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силахСтраница 2
Проблема реадаптации и более глубокого восстановления психики и организма солдата после военных действий становится актуальной уже непосредственно после окончания локального боя и военных действий в общем. Такое понимание проблемы «психологической дезинфекции» вооруженными силами всего мира сформировалось не сразу. Наиболее продвинулись в этом вопросе специалисты армии США. Одну из общих установок, на основе которой строится реадаптационная система США можно сформулировать следующим образом: реадаптация начинается в зоне боевых действий и при выводе войск из мест вооруженного конфликта. «Американское командование и военные психологи, решая проблему психологической адаптации военнослужащих при их возвращении в мирную жизнь, акцентировали внимание на следующих моментах:
- выводимые войска нуждаются в психологической поддержке, а военнослужащим, возвращающимся в Штаты, следует организовать теплый прием, суть которого – «Энтузиазм, прощение и забота»;
- работа по оценке психологического состояния войск и по ликвидации психологических последствий войны (стрессов) должна вестись в процессе переформирования и передислокации частей;
- «усталость после боя» может трансформироваться в посттравматические расстройства психики (стрессы). К этому надо относиться как к естественной реакции человека, оказавшегося в противоестественной ситуации (на войне)».[36]
В настоящее время во многих армиях мира принята система именно таких установок, позволяющих правильно относиться к послебоевым проблемам военнослужащих. А также воспринимать посттравматический синдром как одно из самых распространенных последствий войны.
Психологическая оценка и самооценка военнослужащего и первичная психологическая помощь ему в виде консультаций, беседы проводится вскоре после боя на послебоевых смотрах. Такой смотр в идеале помогает военнослужащему разобраться в своих переживаниях, настроениях, собраться с мыслями, проанализировать, что же произошло с ним в ходе боя и после него.
Система реадаптации строится с учетом потребностей не только самого ветерана, но и его ближайшего социального окружения. Целью деятельности командиров, заместителей по воспитательной работе, военных психологов на этапе «карантина» является удовлетворение естественных потребностей участников боевых действий в признании, понимании, престиже, снятии психологической напряженности психологическая подготовка к мирным условиям жизнедеятельности. На данном этапе, как показывает практика военных конфликтов в Афганистане, Персидском заливе, Чечне, Вьетнаме, целесообразно проведение следующих мероприятий:[37]
- во-первых, необходимо осуществить тщательный разбор боевых действий личного состава, в ходе которого оценить вклад каждого в решение боевых задач подразделения, части;
- во-вторых, в течение периода реадаптации, военнослужащие должны быть вовлечены в нескучную и несложную деятельность (боевая учеба, работа по обслуживанию техники, написание писем, культурная и спортивная деятельность); малоподвижные мероприятия должны быть сведены к минимуму;
- в-третьих, необходимо организовать специальную психологическую подготовку участников боевых событий к жизни и деятельности в мирных условиях; здесь целесообразно использовать лекции, беседы, консультации, групповые занятия;
- в-четвертых, опыт проведения реадаптации военнослужащих показывает. Что необходимо уже на этом этапе тщательно выявлять военнослужащих, получивших боевые психические травмы; на этом этапе необходимо соблюдать конфиденциальность, так как включается механизм «психиатрической стигматизации»;
Психофизиологические факторы долголетия
По данным ВОЗ, не менее 50% здоровья человека зависит от его образа жизни, 20% приходится на наследственность, 20% - на экологию, 10% - на медицинскую помощь. Под образом жизни понимаются устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных потре ...
Наркомания как проблема социального общества
Наркомания - это группа заболеваний, определяющихся патологическим влечением к веществам (природным или синтетическим) эйфоризирующего, успокаивающего, болеутоляющего, снотворного, одурманивающего или возбуждающего действия.
Частый прием таких веществ приводит к интоксикации, развивается зависимость, из-за привыкания увеличиваются прин ...
Занятие 5
Цель: Научиться определять эмоции другого человека и контролировать свои.
Ход занятия:
Приветствие участниками друг друга, включение в работу.
Основная часть занятия, направленная на познание эмоций Подведение итогов, обсуждение занятия.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 упражнение.
Упражнение "Мое настроение сегодня" ...