Военно-психологическая система реадаптации и реабилитации военнослужащих. Психологические основы построения системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах
Страница 2

Информация » Реабилитация военнослужащих с посттравматическим стрессовым синдромом » Военно-психологическая система реадаптации и реабилитации военнослужащих. Психологические основы построения системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах

Проблема реадаптации и более глубокого восстановления психики и организма солдата после военных действий становится актуальной уже непосредственно после окончания локального боя и военных действий в общем. Такое понимание проблемы «психологической дезинфекции» вооруженными силами всего мира сформировалось не сразу. Наиболее продвинулись в этом вопросе специалисты армии США. Одну из общих установок, на основе которой строится реадаптационная система США можно сформулировать следующим образом: реадаптация начинается в зоне боевых действий и при выводе войск из мест вооруженного конфликта. «Американское командование и военные психологи, решая проблему психологической адаптации военнослужащих при их возвращении в мирную жизнь, акцентировали внимание на следующих моментах:

- выводимые войска нуждаются в психологической поддержке, а военнослужащим, возвращающимся в Штаты, следует организовать теплый прием, суть которого – «Энтузиазм, прощение и забота»;

- работа по оценке психологического состояния войск и по ликвидации психологических последствий войны (стрессов) должна вестись в процессе переформирования и передислокации частей;

- «усталость после боя» может трансформироваться в посттравматические расстройства психики (стрессы). К этому надо относиться как к естественной реакции человека, оказавшегося в противоестественной ситуации (на войне)».[36]

В настоящее время во многих армиях мира принята система именно таких установок, позволяющих правильно относиться к послебоевым проблемам военнослужащих. А также воспринимать посттравматический синдром как одно из самых распространенных последствий войны.

Психологическая оценка и самооценка военнослужащего и первичная психологическая помощь ему в виде консультаций, беседы проводится вскоре после боя на послебоевых смотрах. Такой смотр в идеале помогает военнослужащему разобраться в своих переживаниях, настроениях, собраться с мыслями, проанализировать, что же произошло с ним в ходе боя и после него.

Система реадаптации строится с учетом потребностей не только самого ветерана, но и его ближайшего социального окружения. Целью деятельности командиров, заместителей по воспитательной работе, военных психологов на этапе «карантина» является удовлетворение естественных потребностей участников боевых действий в признании, понимании, престиже, снятии психологической напряженности психологическая подготовка к мирным условиям жизнедеятельности. На данном этапе, как показывает практика военных конфликтов в Афганистане, Персидском заливе, Чечне, Вьетнаме, целесообразно проведение следующих мероприятий:[37]

- во-первых, необходимо осуществить тщательный разбор боевых действий личного состава, в ходе которого оценить вклад каждого в решение боевых задач подразделения, части;

- во-вторых, в течение периода реадаптации, военнослужащие должны быть вовлечены в нескучную и несложную деятельность (боевая учеба, работа по обслуживанию техники, написание писем, культурная и спортивная деятельность); малоподвижные мероприятия должны быть сведены к минимуму;

- в-третьих, необходимо организовать специальную психологическую подготовку участников боевых событий к жизни и деятельности в мирных условиях; здесь целесообразно использовать лекции, беседы, консультации, групповые занятия;

- в-четвертых, опыт проведения реадаптации военнослужащих показывает. Что необходимо уже на этом этапе тщательно выявлять военнослужащих, получивших боевые психические травмы; на этом этапе необходимо соблюдать конфиденциальность, так как включается механизм «психиатрической стигматизации»;

Страницы: 1 2 3 4


Здоровый образ жизни и его составляющие
1. Рациональное питание. Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Несомненно то, что питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно с ...

Состояние проблемы способностей в современной психологии. Понятие способностей в психологии.
Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по коли ...

Опытно-экспериментальное исследование уровня развитости у подростков способности к общению.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу и информацию, приведённую в предыдущих двух главах, мы провели опытно-экспериментальное исследование детей подросткового возраста на базе гимназии №1 в 9«Д» классе. Задачи и методика исследования Для того, чтобы исследовать уровень развитости способности к общению у подростков, мы ...