Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях
Страница 1

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

Общее понятие о стрессе

Существует множество теоретических подходов к пониманию психофизиологического механизма возникновения и протекания стрессовых реакций. Наиболее объективной представляется точка зрения канадского биолога и физиолога Г. Селье, в соответствии с которой любое требование, предъявленное к человеческому организму, вызывает определенную реакцию — стресс. Как установлено опытным путем, независимо от того, какого рода изменения в организме вызывают стрессовые ситуации, они предъявляют требования к перестройке организма с целью его приспособления к новым условиям существования.

Организм как сложная, высокоорганизованная система в ответ на различные интенсивные воздействия реагирует адаптивно-защитными реакциями, всю совокупность которых Селье назвал общим адаптационным синдромом. Этот синдром в своем развитии проходит три фазы.

Первая фаза — "реакция тревоги". Организм меняет свои внутренние характеристики, происходит изменение желез внутренней секреции, меняется содержание адреналина в крови. Данная реакция возникает в процессе предстартовой мобилизации. В целом эта реакция позитивна и направлена на то, чтобы в нужный момент дать организму достаточно энергии для адекватной реакции на раздражитель. Но в некоторых случаях увеличение предстартового периода снижает эффективность дальнейших действий, а в крайних ситуациях могут возникать функциональные расстройства, психосоматические заболевания и неврозы.

Вторая фаза — "сопротивление". Организм сопротивляется, признаки тревоги исчезают, уровень сопротивляемости выше обычного. Пока психологическое напряжение не превышает предела полезности, профессиональные действия человека становятся под его влиянием более энергичными, активными, быстрыми, внимание улучшается, мысль работает быстро и четко, мотивация усиливается, задания выполняются с эмоциональным подъемом.

Третья фаза — "истощение". Постепенно происходит истощение адаптационной энергии, падение сопротивляемости, вновь возникает реакция тревоги. Когда напряжение возрастает и переходит предел полезности — наступает дистресс, вызывающий ухудшение деятельности. Появляется перенапряжение, в результате которого ослабляется активность, настойчивость, человек теряет веру в себя и в успех своих действий, совершает немотивированные поступки и даже может отказаться от выполнения задания. При переходе и этого рубежа наступает запредельное напряжение, приводящее к срыву психической деятельности.

Стресс сопровождается мобилизацией всех функций организма и вызывает изменения в сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечно-двигательной, эндокринной и других системах.

Характер поведения индивида в стрессовой ситуации зависит от ее значимости, а также от психологической структуры личности — отношения человека к трудностям в работе, к успеху и неудаче, степени уверенности в своих силах, направленности личности, соотношения притязаний и возможностей [26].

В концепции Селье и его последователей основное внимание уделялось анализу внешнего стрессового фактора, но психологи, и прежде всего Р. С. Лазарус, обосновали положение о том, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса и частота его воздействия. Это положение легло в основу трансакциональной когнитивной теории стресса и копинг-поведения Лазаруса.

В результате теоретических и экспериментальных исследований было показано, что для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии), основанные на его личном опыте и психологических ресурсах. К данному типу личностных ресурсов обычно относят уровень когнитивного развития, особенности Я-концепции и уровня самоконтроля, а также психологические особенности личности, обеспечивающие стрессоустойчивость.

Подчеркивая психологическую сторону стресса, следует отметить, что человек реагирует не только на реальную опасность, но и на угрозы и символы опасности, связанные с прошлыми переживаниями. Физиологические изменения, происходящие в организме человека в ответ на стрессовые воздействия, в действительности являются лишь следствием уже вызванных ими эмоциональных переживаний: без эмоциональных переживаний физиологические изменения не происходят, даже если стресс заканчивается физиологической травмой. Стресс, таким образом, возникает прежде всего в ответ на угрозу, которая дистанционно воздействует на человека, вызывая у него то или иное эмоциональное отношение к ней и подготавливая тем самым весь организм к возможным физическим последствиям. Следовательно, стресс является для человека результатом восприятия такой угрозы, эмоциональные переживания которой оказывают влияние на его способности к эффективной деятельности.

Таким образом, под термином стрессовое событие могут быть объединены все внешние воздействия на человека, которые, несмотря на все свое огромное разнообразие, вызывают один и тот же эффект — комплекс негативных эмоций, понижающий функциональные возможности индивида либо ослабляющий общую сопротивляемость организма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Резервные возможности и особенности человека
Человека всегда интересовали и будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Можно сказать, что все достижения человечества - это раскрытие возможностей человека, его психики. Реализация возможностей осуществляется через достижение целей, которые ставит перед собой человек. Это проявление при ...

Проституция
Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две стороны: одна внешняя - приятная, другая - скрытая, нелицеприятная. Мифы о престижности занятия проституцией, о благородных "кавалерах", о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами. Красивые номера в гостиницах обычно заканчиваются ...

Личностный рост военнослужащего как показатель эффективности функционирования системы психологической реадаптации и реабилитации. Создание условий для личностного роста в консультировании военнослу
Индивидуальное консультирование в условиях Вооруженных сил начинается с процесса выявления лиц, нуждающихся в индивидуальной консультации. Для этого используются, прежде всего, диагностические батареи и программы. «Программа комплексного психодиагностического обследования и проведения коррекционных мероприятий с военнослужащими, выводи ...