Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях
Страница 5

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

• изнуренность, усталость, нервное истощение, особенно на фоне длительного бездействия в ожидании боя, что ведет к резкому повышению внушаемости на фоне развития эмоционального стресса.

Но следует отметить, что паника — далеко не единственное психическое состояние, которое необходимо учитывать при организации военно-профессиональной деятельности. Рассмотрим и другие подобные состояния [20].

Эмоциональная напряженность

Эмоционально насыщенные и подчас психотравмирующие ситуации, возникающие в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности, способны вызвать как состояние положительного боевого возбуждения, "боевой готовности", мобилизации функциональных резервов, позволяющие действовать более эффективно, так и негативные состояния. Среди последних наиболее типичными являются состояния "боевой лихорадки" и "боевой апатии". "Боевая лихорадка" характеризуется чрезмерной и неадекватной активностью с поспешными решениями, большим количеством ошибочных действий, неспособностью сосредоточиться на решаемой задаче, внешней суетливостью, иногда сопровождаемой бравадой, показной смелостью. Безрезультатная активность в состоянии боевой лихорадки нередко переходит в перевозбуждение и в "боевую апатию", связанную с выраженной пассивностью, чувством обреченности, неспособностью принимать необходимые решения, стремлением не решать поставленные задачи, а уйти от них, с проявлением бездеятельности из-за ступора в мыслях, ожиданием помощи, которой не предвидится.

В условиях эмоционально окрашенных ситуаций также различают:

1) эмоциональное возбуждение — сигнальную реакцию нервной системы на различные психогенные воздействия;

2) эмоциональное напряжение — эмоционально окрашенное волевое усилие, направленное на решение какой-либо мыслительной или двигательной задачи;

3) эмоциональную напряженность — временное понижение устойчивости психических и психомоторных процессов и падение работоспособности, вызванные негативными, иногда чрезмерными психогенными воздействиями.

Причинами эмоциональной напряженности становятся избыточная мотивация, излишне нагнетаемое чувство ответственности за порученное дело, выраженное ощущение серьезной опасности, высокой тревожности и др. Развитию этого негативного психического состояния способствуют низкая эмоционально-волевая устойчивость, выраженная личностная тревожность, неуверенность в своих силах. Дополнительными причинами эмоциональной напряженности у военнослужащих могут быть недостаточная военно-профессиональная подготовка, низкая готовность к решению поставленных задач, выполнению заданных действий.

Но все же главными факторами, вызывающими эмоциональную напряженность, остаются излишние эмоциональность и мотивированность. При этом проявляется психологическая закономерность, получившая отражение в кривых Йеркса— Додсона и В. Л. Марищука (рис. 2).

Рис. 2. Инвертированная кривая Йеркса—Додсона (А) и трапециевидная кривая В.Л.Маришука (Б)

Данные кривые отражают физиологические закономерности высшей нервной деятельности: вначале задействуются функциональные резервы, затем возникает безразличие к дальнейшему мотивированию ("мне все равно", "все надоело!") и, наконец, начинаются реверсивные действия (действия, противоположные стимулам). Горизонтальная и нисходящая линии трапециевидной кривой отражают состояние негативной эмоциональной напряженности (эмоциональный стресс).

Выделяют внешние проявления эмоциональной напряженности и проявления эмоциональной напряженности в деятельности. Последние, в свою очередь, делятся на эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные и эмоционально-ассоциативные нарушения.

Среди внешних проявлений эмоциональной напряженности особое место занимает мимика. Характерно появление желваков на щеках, затем, в связи с утомлением лицевых мышц начинает отвисать нижняя челюсть, а о глубоком эмоциональном стрессе свидетельствует асимметрично открытый ("перекошенный") рот. Среди мимических реакций, характеризующих состояние напряженности, одной из самых информативных является оживление рефлексов орального автоматизма.

При этом целесообразно обращать внимание на три таких рефлекса: хоботковый, сосательный и ладонно-подбородочный.

Хоботковый рефлекс — это характерное вытягивание губ "трубочкой" ("хоботком") при легком постукивании твердым предметом по верхней губе. Его проявление без внешнего воздействия свидетельствует об очень сильном эмоциональном возбуждении или напряженности.

Сосательный рефлекс заключается в движениях губ при легком прикосновении к ним кисточкой.

Ладонно-подбородочный рефлекс выражается в том, что при проведении твердым предметом по ладони обнаруживается движение подбородка и губ.

Оральные рефлексы давно рудиментированы. Сотни тысячелетий тому назад они имели биологический смысл. Наш далекий предок брал в руку какой-то продукт и сразу же открывал рот и тянул к нему губы. Сейчас у нормального человека в обычном состоянии рефлексы орального автоматизма отсутствуют (полностью заторможены). Они проявляются лишь у грудных детей, тяжелых олигофренов, а также растормаживаются у лиц, страдающих глубоким алкоголизмом, особенно при похмелье. Но эти рефлексы иногда растормаживаются и при очень выраженных негативных эмоциях, в состоянии психической напряженности. Так, растормаживание оральных рефлексов иногда наблюдается у спортсменов в психогенных условиях соревнований и при тяжелых тренировочных нагрузках, у летчиков — на очень высоком эмоциогенном фоне сложных полетных заданий, у артиллеристов после неудачных стрельб из-за грубых ошибок, поставивших под сомнение их профессиональную квалификацию. Во всех этих случаях можно говорить о развитии эмоциональной напряженности, состоянии эмоционального стресса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Социализация личности подростка в условиях современности
Подростковый и юношеский возраст[18] — это период формирования собственных идеалов и ценностей взрослеющего человека. При этом идеалы и ценности существенно влияют на его самооценку, на его психологическое здоровье. Все это происходит под влиянием различных институтов социализации. Это прежде всего общество с его культурой, традициями, ...

Типологии личности.
Типология уходит корнями в историю шестидесятилетней давности, когда К. Юнг высказал мысль о том, что поведение человека носит неслучайный характер. По его мнению, разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано и формируют основу индивидуальности [2,13]. Именно эти предпочтения определяют си ...

Анализ и интерпретация полученных данных
По результатам проведенных исследований были составлены графики, характеризующие силу нервной системы испытуемых (рис. 2.2 – 2.31). Рис. 2.2 – Тип нервной системы испытуемого характеризуется как сильный Рис. 2.3 –Тип нервной системы испытуемого характеризуется как сильный Рис. 2.4 – Тип нервной системы испытуемого характеризует ...