Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях
Страница 4

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

2) тормозный тип дезадаптивного поведения: торможение действий и движений, их замедление вплоть до ступора, подавление процессов восприятия и мышления, ведущее к нарушениям приема и переработки информации (пропуск значимых сигналов), а также принятия решений;

3) адаптивный тип поведения: целесообразная активность, четкое восприятие и осмысление ситуации, высокий самоконтроль, адекватные действия [26].

То, какой тип реагирования будет иметь место у данного индивида, зависит от индивидуально-психологических особенностей личности, уровня профессиональной и психологической готовности к работе в экстремальных условиях, природных факторов, технического и медицинского обеспечения, психологического климата в коллективе. Помимо этого, существенную роль играет и интенсивность стрессогенного воздействия. Так, если в ситуации умеренного хронического стресса преобладают расстройства астенического и астеноневротического характера, проявляющиеся в виде повышенной утомляемости, возбудимости, эмоциональной неустойчивости, нарушений сна и падения работоспособности, то в случаях кратковременного, но более мощного стрессогенного воздействия симптоматика возникающих расстройств усугубляется: здесь преобладают, прежде всего, аффективные нарушения, нередко с выраженной дисфорией, агрессией, подавленностью настроения и даже с суицидальными тенденциями.

Итак, для экстремальных условий деятельности характерно возникновение стрессовых ситуаций, причем вероятность их возникновения связана как с самими условиями деятельности, так и с таким субъективным фактором, как психологические особенности личности [4].

Далее можно рассмотреть специфические типы стрессовых реакций, нередко встречающиеся у военнослужащих.

Паника

Одним из наиболее характерных эмоциональных состояний в экстремальных условиях является паника. Паника — это временное переживание гипертрофированного страха, обусловливающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей, иногда с полной потерей самообладания, неспособностью к реагированию на призывы к чувству долга и чести. В основе паники лежит переживание беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее, вместо того чтобы бороться с ней.

Психофизиологический механизм паники заключается в индукционном торможении больших участков коры головного мозга, что предопределяет понижение сознательной активности. В итоге возникают неадекватность мышления и повышенная эмоциональность восприятия, гиперболизация опасности ("у страха глаза велики"), резкое повышение внушаемости.

Паника бывает групповой и индивидуальной. Индивидуальная паника выражается в поспешности, неадекватности поступков, принятии явно ошибочных решений и выраженном стремлении избежать мнимой опасности или непринятии защитных мер, когда опасность реальна. Особенно тяжелые последствия влечет за собой индивидуальная паника командира. Так, во время русско-японской войны в сражении под Мугденом генерал А.Н.Куропаткин из-за панических донесений о том, что японцы будто бы обходят фланги, сам подвергся панике и отдал приказ об отступлении, которое превратилось в тяжелое поражение.

Иногда говорят и пишут о коллективной панике, что является грубой ошибкой. Если сохраняется коллектив, сплоченность, управление, то паника не возникает. Военнослужащие верят друг в друга, взаимодействуют, могут под влиянием боевой обстановки отступать, наступать, но не бегут панически. В панике коммуникативные связи, взаимодействия прерваны, поэтому паника может быть только групповой, но не коллективной. Именно поэтому каждый командир обязан проявлять заботу о сплочении и укреплении воинского коллектива.

Панику можно подразделить на два основных типа:

1) паника, возникающая сразу после экстремального воздействия устрашающего характера, воспринимаемого как смертельная опасность;

2) паника вследствие длительного пребывания в состоянии тревоги, напряжения, ведущего к нервному истощению и фиксированию внимания на предмете тревоги.

Перечислим основные причины, вызывающие состояние паники:

• низкое морально-политическое состояние войск, низкий моральный дух, недостаточная социальная мотивация к участию в боевых действиях, что предопределяет развитие отрицательных эмоций, страх бессмысленной (по мнению солдата) смерти;

• отсутствие строгой дисциплины, объединяющей солдат и офицеров в стойкие боевые коллективы;

• нарушение принципа единоначалия в подразделении;

• разобщенность старослужащих и молодых солдат или же недостаточный опыт всего личного состава. Чтобы предупредить такие предпосылки паники, еще римские легионы в бою строились таким образом, чтобы первые и последние шеренги занимали самые опытные и стойкие воины — триарии;

• нарушение управления войсками, отсутствие информации о бое и связанная с ними утрата веры в руководство;

• неожиданные, непредвиденные устрашающие воздействия, к которым личный состав не подготовлен. Здесь можно вспомнить слова А. В. Суворова: "Удивить — значит победить!";

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Система мотивации персонала НБ НГТУ
От профессионального уровня работника библиотек зависит не только какими, будут библиотеки в будущем, но и будет ли библиотека в будущем. Кадровое обеспечение отрасли сегодня является важнейшей проблемой профессионального библиотечного сообщества. Признано, что персонал является основным ресурсом любой организации, ее главным богатством ...

Технологии психического оздоровления
Оздоравливающий психический эффект можно получить тремя путями: - воздействием непосредственно на психику; - используя дыхательные психотехники; - работая первично с телом (так называемая телесно ориентированная психотерапия), при этом вторично оздоравливается психика. К психотехникам первого типа относятся дианетика, нейролингвисти ...

Занятие 5
Цель: Научиться определять эмоции другого человека и контролировать свои. Ход занятия: Приветствие участниками друг друга, включение в работу. Основная часть занятия, направленная на познание эмоций Подведение итогов, обсуждение занятия. 1 упражнение. Ритуал приветствия. 2 упражнение. Упражнение "Мое настроение сегодня" ...