Психологические особенности поведения человека в экстремальных условияхСтраница 6
Проявление выраженной мышечной скованности (непроизвольного напряжения многих групп мышц) также служит достаточно информативным показателем эмоциональной напряженности. Скованность можно наблюдать у молодого солдата, обучаемого профессии военного водителя (сидит за рулем "как аршин проглотил"), у молодых офицеров-операторов, осваивающих сложную деятельность за пультами управления, например в системах ПВО, у курсантов-летчиков в первых полетах, при освоении техники пилотирования на посадке и др.
Еще одним внешним признаком эмоциональной напряженности является чрезмерная пантомимика (выразительные движения руками), часто встречающаяся у молодых офицеров и сержантов, впервые проводящих занятия в своих подразделениях. В этой ситуации характерны и эмоционально обусловленные изменения в речевой артикуляции, например неожиданное заикание.
Наконец, внешним показателем эмоциональной напряженности служит тремор (дрожание) рук, ног, щек, губ, подбородка.
Основной вегетативной реакцией на эмоциональную напряженность является высокая частота сердечных сокращений без физических нагрузок. Так, в ходе дозаправки в воздухе пульс летчиков достигает 160-180 уд./мин, у штурманов при бомбометании и десантировании в заданный район — 150-170 уд./мин, у операторов комплексов ПВО при отслеживании целей — такие же показатели. При этом могут отмечаться нарушения ритмичности пульса, его координированности с дыхательными движениями. Иногда отмечается обильный профузный пот, вызываемый не температурными, а эмоциональными воздействиями. На лице могут появиться выраженные вазомоторные реакции, заметные изменения в диаметре зрачка. В ряде исследований при значительном эмоциональном напряжении наблюдалось повышение позывов на диурез, резкое усиление работы кишечника и др.
Кроме этого, эмоциональная напряженность характеризуется падением уровня психических познавательных процессов, значимым снижением военно-профессиональной работоспособности, ухудшением психомоторики.
Различают эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные и эмоционально-ассоциативные нарушения.
Эмоционально-сенсорные нарушения включают в себя изменения процессов ощущений и восприятия. Например, солдат не может совместить мушку с целью, оператор не видит объекты на экране локатора, штурман ошибается, считывая показания с приборов, и т. д. Сокращается объем внимания, оно становится "прилипчивым", т. е. с трудом переключается от одного прибора к другому. В состоянии напряженности у летчиков могут возникать иллюзии пространственного положения, у моряков — иллюзии ожидаемых объектов и т. п.
Эмоционально-моторные нарушения характеризуются падением согласованности и точности движений. Это сказывается даже на обычном пешем марше и, тем более, на ускоренном передвижении, поскольку в двигательных актах начинают участвовать "лишние" мышцы. Солдат не только передвигает по дистанции свое тело, но вынужден преодолевать сопротивление собственных мышц-антагонистов (в состоянии скованности все они непроизвольно напряжены). Стрелок вместо того, чтобы плавно нажать на спусковой крючок, грубо его дергает, осуществляя неприцельный выстрел. Нарушение соразмерности усилий ведет и к нарушению точности самых различных сенсомоторных и просто двигательных актов в различных видах военно-профессиональной деятельности. Например, у водителей затрудняются движение рычагами управления и действия по переключению различных тумблеров, что свидетельствует и о развитии эмоционально-моторных нарушений.
Эмоционально-ассоциативные (эмоционально-мыслительные) нарушения предопределяют ошибочные умозаключения, принятие неправильных решений. Дело в том, что в условиях бурных эмоциональных реакций участок нервной ткани, в котором локализован очаг возбуждения, становится доминантным, а доминанта функционирует по своим особым законам — усиливается при любом воздействии, как положительном, так и отрицательном. В результате доминанта укрепляется и вместе с ней еще больше укрепляется основанное на ней суждение, а в сознании это становится подтверждением собственной правоты. Другие мысли при этом временно не принимаются, поскольку господствующая доминанта по закону отрицательной индукции гасит все воздействия. Другие очаги возбуждения мозговой ткани, отражающие иные мысли, иные мотивы, способные противостоять ошибочному суждению, оказываются заторможенными. Это обычно продолжается до тех пор, пока не иссякнет эмоциональное подключение временно господствующего доминантного очага. При этом могут затормаживаться и следы памяти, способной противостоять господствующему суждению. С прекращением эмоциональной напряженности способность к объективной оценке информации восстанавливается, но зачастую к этому моменту ошибочные мотивы уже реализованы, негативные поступки совершены. Вот почему очень важно научиться контролировать свои эмоции и управлять ими [20].
Как было установлено в целом ряде исследований (К. Н. Платонова, В.А.Борова, В. В. Васильевой, Р. А. Макаревича, Н. И. Наенко, Н. В. Строгонова и др.), в состоянии сильной эмоциональной напряженности ухудшаются логичность и критичность мышления, затрудняется воспроизведение в памяти, иногда наступает общая заторможенность, переходящая в полный ступор мыслительных операций. В большинстве случаев эти явления прекращаются после исчезновения эмоционального фактора, но иногда могут продолжаться несколько часов и даже несколько дней, а порой принимают характер хронических нервных расстройств. При выраженной и длительной эмоциональной напряженности целесообразно применение мероприятий по психореабилитации [5].
Занятие 1
Тема: Познакомимся поближе.
Цель занятия: создание атмосферы психологической безопасности, сплочение группы, развивать навыки позитивного социального поведения.
1. Введение.
Приветствие. Рассказать о том, для чего проводятся подобные занятия с детьми.
Игра "Знакомство". Каждый участник по кругу называет свое имя. Второй кр ...
Влияние СМИ и культуры на развитие личности
подростка на примере телевидения и чтения литературы. Телевидение
Современная молодежь, как показало анкетирование, значительную часть своего свободного времени проводит за телевизором (52% проводят у голубого экрана более 3 часов в день). Если учесть то, что информация, поглощаемая с экрана, носит в основном развлекательный характер (около 35% респондентов из всех программ выделяют развлекательные, б ...
Организационные формы медико-социальной помощи детям с проблемами развития
и поведения при семейной депривации
Анализ социализации детей в основных сферах их отношений – в семье, в школе - показывает, что в условиях острого, протрагированного и хронического семейного стресса развиваются сложные по структуре нарушения, которые включают функционально-обратимые психические расстройства, отклонения возрастного психического развития с признаками рета ...