Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях
Страница 2

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

В любом стрессовом событии можно выделить три взаимосвязанных компонента:

• дистанционная угроза;

• восприятие и эмоциональное переживание этой угрозы индивидом;

• физиологические и соматические последствия этих переживаний.

В некоторых случаях стрессовое событие может иметь и психотравматические последствия, и тогда говорят о психотравмирующем событии. В процессе ответной реакции на психотравмирующее событие можно выделить несколько фаз:

• первичная эмоциональная реакция;

• фаза отрицания, выражающаяся в эмоциональном угнетении и стремлении избегать воспоминаний о психотравмирующем событии;

• чередование отрицания и вторжения. Вторжение проявляется в "прорывающихся" воспоминаниях о психотравмирующем событии, снах о событии и повышенном уровне реагирования на все, что о нем напоминает;

• фаза дальнейшей интеллектуальной и эмоциональной переработки травматического опыта.

Продолжительность процесса реагирования на стрессовое событие обусловлена значимостью информации, связанной с этим событием, для индивида. При благоприятном течении данного процесса он длится от нескольких недель до нескольких месяцев после случившегося и завершается прекращением психотравмирующего воздействия. Но нередко напряжение, возникшее в результате действия стрессора, сохраняется намного дольше. При этом многие люди либо не распознают симптомы стресса, либо не знают, каким образом можно от них избавиться. В результате напряжение "встраивается" в систему личности и не напоминает о себе до тех пор, пока система не оказывается разбалансированной.

Степень тяжести психотравмирующего события зависит от:

• наличия или отсутствия угрозы для жизни;

• тяжести потерь;

• внезапности события;

• степени изолированности от других людей в момент события;

• степени воздействия окружающей обстановки;

• наличия или отсутствия защиты от возможного повторения психотравмирующего события;

• наличия или отсутствия моральных конфликтов, связанных с психотравмирующим событием, и их характера;

• пассивной или активной роли индивида в стрессовой ситуации;

• характера непосредственного воздействия данного события.

Человек находится в состоянии стресса или периодически возвращается в это состояние до тех пор, пока продолжается переработка информации о стрессовом (психотравмирующем) событии.

К основным симптомам стресса, проявляющимся на психологическом уровне, относится следующее:

• раздражительность в общении;

• затруднения при выполнении повседневных дел и привычной работы, с которыми ранее индивид справлялся вполне успешно;

• потеря интереса к жизни;

• постоянный или возникающий от случая к случаю страх заболеть;

• постоянное ожидание неудачи;

• ощущение собственной неполноценности или даже ненависть к самому себе;

• затрудненное принятие решений;

• потеря интереса к другим людям;

• постоянное чувство едва сдерживаемого гнева;

• ощущение враждебности со стороны окружающих;

• утрата чувства юмора и способности смеяться;

• безразличие (к работе, домашним делам, внешности, окружающим);

• страх перед будущим;

• боязнь собственной несостоятельности во всех ответственных делах;

• чувство, что никому нельзя доверять;

• пониженная способность к концентрации;

• неспособность завершить одно дело, не бросив его и не начав другое;

• сильный страх открытого или замкнутого пространства либо страх перед уединением [27].

Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стресса в этом случае могут стать социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений. Стрессовыми могут быть также требования и ограничения, налагаемые на поведение человека работой и семейными отношениями, возникновение стрессовых состояний может быть связано с внутренними причинами невозможности удовлетворения насущных потребностей.

Характер проявления стресса зависит и от индивидуальных особенностей людей. Нет двух людей, у которых проявления реакции на стресс были бы совершенно одинаковыми, так как большая часть стрессов инициируется и воспроизводится самим человеком. Но, несмотря на индивидуальные различия, в поведении человека в экстремальных ситуациях можно выделить несколько типичных этапов.

Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человек предвидит наступление экстремальной ситуации. Содержание этого этапа носит познавательный характер: индивид накапливает определенную информацию о среде своего предстоящего обитания и об условиях предстоящей деятельности.

В зависимости от индивидуальных особенностей личности и уровня мотивации познавательное поведение может носить активно-целенаправленный или же пассивный характер. В первом случае человек стремится получить как можно больше информации, проявляет активный интерес и использует для этого любую возможность. Здесь кроме активного потребления информации имеет место интеллектуальная и волевая деятельность по подготовке к переходу в измененные условия существования. Второй тип познавательного поведения носит характер пассивного восприятия получаемой информации без критического осмысления ее достоверности и необходимости. При этом сама информация в зависимости от ситуации может быть недостаточной, избыточной, случайной или закономерной, однако в основном потребляется лишь та информация, которая соответствует внутренним ожиданиям личности и особенностям репрезентации информации. В скоротечных экстремальных ситуациях данный период не выражен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Человек как предмет познания
Истоки проблемы целостного и частичного описания психологии человека лежат в практике работы с человеком. В реальности межличностных отношений человек предстает как целое, как уникальный живой субъект, во всем многообразии своих индивидуально-неповторимых проявлений и свойств. Целостность человеческой практики предполагает целостность п ...

Проблема развития личности подростка с позиций социальной психологии
Наиболее фундаментальным трудом по психологии личности и ее формированию остается монография Л.И. Божович «Личность и ее формирование в, детском возрасте», вышедшая 15 лет назад[10]. В ней был обобщен богатый опыт исследований по развитию личности в детском возрасте и дан превосходный критический анализ воззрений на психологию личности ...

Здоровый образ жизни и его составляющие
1. Рациональное питание. Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Несомненно то, что питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно с ...