Психологические особенности поведения человека в экстремальных условияхСтраница 7
Условия возникновения негативных психических состояний
Вероятность развития негативных психических состояний зависит от наличия и степени определенных факторов риска. Их можно подразделить на условия, способствующие развитию таких состояний, и на причины, эти состояния вызывающие. Примером условий может служить то, что эмоциональной напряженности больше подвержены лица с меланхолическим и холерическим типами темперамента. К причинам, в частности, относятся неожиданность возникновения опасной ситуации, реальная или предполагаемая угроза для жизни, незаслуженные оскорбления, непреодолимая трудность выполнения важного задания.
В. Л. Марищук и М. А. Евдокимов классифицировали основные факторы риска, способствующие возникновению негативных психических состояний у военнослужащих. Рассмотрим эту классификацию.
1. Социально-бытовые факторы:
• неудовлетворенность содержанием государственных ценностей, сомнения в их справедливости, несогласие с системой общественных отношений, своим местом в этой системе;
• недовольство условиями службы, отношением к себе командиров, начальников;
• неудовлетворенность уровнем социальной защиты, денежным содержанием, плохими жилищными условиями, отношениями в семье, условиями работы жен, обучением детей и др.;
• отрицательное влияние нездорового климата в воинском коллективе.
2. Профессиональные факторы, оказывающие непосредственное воздействие в ходе служебной деятельности:
• сознание своей недостаточной военно-профессиональной подготовленности и опасения, связанных с ней конфликтов с сослуживцами, риска стать виновником аварийных ситуаций или получить травму;
• негативное воздействие плохой организации режима военно-профессионального труда, неблагоприятные условия для отдыха, питания;
• длительное воздействие пороговых факторов выполняемой деятельности: шумы, вибрация, электромагнитные излучения, запахи, барометрическое давление и его перепады, вестибулярные нагрузки;
• недостаточно высокий уровень профессионально важных психических познавательных процессов, волевых качеств;
• недостаточно высокий уровень эмоционально-волевой устойчивости для выполняемой военно-профессиональной деятельности;
• недостаточно высокий уровень развития физических качеств и двигательных навыков, профессионально важных для выполняемой воинской деятельности;
• типологические особенности высшей нервной деятельности, недостаточно благоприятные для выполнения военно-профессионального труда;
• общее неблагоприятное состояние здоровья и физического развития.
3. Ситуативные (временные) факторы:
• временное ухудшение состояния здоровья;
• временные отклонения параметров функционального состояния от оптимума;
• переживания болезни или смерти кого-либо из близких;
• переживания в связи с переменами в составе начальников, командиров, потребовавших изменения привычного режима труда, отдыха, изменения в уровне взыскательности командиров, начальников;
• трудности при переучивании на новую военную технику, изменение условий, меры ответственности в ее эксплуатации;
• ожидание относительно неблагоприятных перемен в своем служебное положении, в семейном положении и др [15].
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге
Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг- диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.
Полное тестирование с обработкой занимае ...
Приложения
Основные критерии мотивов (по группам испытуемых, в %)
№
п/п
Категория
Группа
A
B
C
1.
Отношение к будущему
- ожидание каких либо перемен
- заботы о здоровье
- беспокойство о родственниках
- бытовые проблемы
- ожидание достижений
- ожидание трудностей
- интерес к проблемам общества
- отсутствие ожидан ...
Теоретические основы игры как фактора развития детей младшего дошкольного
возраста. Понятие «игра» и актуальные вопросы детской игры
Человеческая культура возникла
и развертывается в игре, как игра.
Й. Хейзинг
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г.К. Селевко – игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыт ...