Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях
Страница 7

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

Условия возникновения негативных психических состояний

Вероятность развития негативных психических состояний зависит от наличия и степени определенных факторов риска. Их можно подразделить на условия, способствующие развитию таких состояний, и на причины, эти состояния вызывающие. Примером условий может служить то, что эмоциональной напряженности больше подвержены лица с меланхолическим и холерическим типами темперамента. К причинам, в частности, относятся неожиданность возникновения опасной ситуации, реальная или предполагаемая угроза для жизни, незаслуженные оскорбления, непреодолимая трудность выполнения важного задания.

В. Л. Марищук и М. А. Евдокимов классифицировали основные факторы риска, способствующие возникновению негативных психических состояний у военнослужащих. Рассмотрим эту классификацию.

1. Социально-бытовые факторы:

• неудовлетворенность содержанием государственных ценностей, сомнения в их справедливости, несогласие с системой общественных отношений, своим местом в этой системе;

• недовольство условиями службы, отношением к себе командиров, начальников;

• неудовлетворенность уровнем социальной защиты, денежным содержанием, плохими жилищными условиями, отношениями в семье, условиями работы жен, обучением детей и др.;

• отрицательное влияние нездорового климата в воинском коллективе.

2. Профессиональные факторы, оказывающие непосредственное воздействие в ходе служебной деятельности:

• сознание своей недостаточной военно-профессиональной подготовленности и опасения, связанных с ней конфликтов с сослуживцами, риска стать виновником аварийных ситуаций или получить травму;

• негативное воздействие плохой организации режима военно-профессионального труда, неблагоприятные условия для отдыха, питания;

• длительное воздействие пороговых факторов выполняемой деятельности: шумы, вибрация, электромагнитные излучения, запахи, барометрическое давление и его перепады, вестибулярные нагрузки;

• недостаточно высокий уровень профессионально важных психических познавательных процессов, волевых качеств;

• недостаточно высокий уровень эмоционально-волевой устойчивости для выполняемой военно-профессиональной деятельности;

• недостаточно высокий уровень развития физических качеств и двигательных навыков, профессионально важных для выполняемой воинской деятельности;

• типологические особенности высшей нервной деятельности, недостаточно благоприятные для выполнения военно-профессионального труда;

• общее неблагоприятное состояние здоровья и физического развития.

3. Ситуативные (временные) факторы:

• временное ухудшение состояния здоровья;

• временные отклонения параметров функционального состояния от оптимума;

• переживания болезни или смерти кого-либо из близких;

• переживания в связи с переменами в составе начальников, командиров, потребовавших изменения привычного режима труда, отдыха, изменения в уровне взыскательности командиров, начальников;

• трудности при переучивании на новую военную технику, изменение условий, меры ответственности в ее эксплуатации;

• ожидание относительно неблагоприятных перемен в своем служебное положении, в семейном положении и др [15].

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Методы и методики исследования
1. Методика определения стиля руководство трудовым коллективом Методика разработана В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева. Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля общения (руководства) коллективом [1; ...

Классификация основных методов психологического исследования
В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии. В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы: 1. Всеобщий метод научного исследования – диалектический. В этом пункте система методов психологии тождественна методологии и методам любого научного познания. Диа ...

Особенности физиологического и психологического развития подростков
Для того чтобы детально и глубоко рассмотреть поставленную проблему, влияние семьи на дисгармонизацию характера подростков, необходимо рассмотреть особенности психологического и физического развития подростков. Подростковый возраст – период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью. [4,С289-290]. В зависимости от ...