Психологические особенности поведения человека в экстремальных условияхСтраница 7
Условия возникновения негативных психических состояний
Вероятность развития негативных психических состояний зависит от наличия и степени определенных факторов риска. Их можно подразделить на условия, способствующие развитию таких состояний, и на причины, эти состояния вызывающие. Примером условий может служить то, что эмоциональной напряженности больше подвержены лица с меланхолическим и холерическим типами темперамента. К причинам, в частности, относятся неожиданность возникновения опасной ситуации, реальная или предполагаемая угроза для жизни, незаслуженные оскорбления, непреодолимая трудность выполнения важного задания.
В. Л. Марищук и М. А. Евдокимов классифицировали основные факторы риска, способствующие возникновению негативных психических состояний у военнослужащих. Рассмотрим эту классификацию.
1. Социально-бытовые факторы:
• неудовлетворенность содержанием государственных ценностей, сомнения в их справедливости, несогласие с системой общественных отношений, своим местом в этой системе;
• недовольство условиями службы, отношением к себе командиров, начальников;
• неудовлетворенность уровнем социальной защиты, денежным содержанием, плохими жилищными условиями, отношениями в семье, условиями работы жен, обучением детей и др.;
• отрицательное влияние нездорового климата в воинском коллективе.
2. Профессиональные факторы, оказывающие непосредственное воздействие в ходе служебной деятельности:
• сознание своей недостаточной военно-профессиональной подготовленности и опасения, связанных с ней конфликтов с сослуживцами, риска стать виновником аварийных ситуаций или получить травму;
• негативное воздействие плохой организации режима военно-профессионального труда, неблагоприятные условия для отдыха, питания;
• длительное воздействие пороговых факторов выполняемой деятельности: шумы, вибрация, электромагнитные излучения, запахи, барометрическое давление и его перепады, вестибулярные нагрузки;
• недостаточно высокий уровень профессионально важных психических познавательных процессов, волевых качеств;
• недостаточно высокий уровень эмоционально-волевой устойчивости для выполняемой военно-профессиональной деятельности;
• недостаточно высокий уровень развития физических качеств и двигательных навыков, профессионально важных для выполняемой воинской деятельности;
• типологические особенности высшей нервной деятельности, недостаточно благоприятные для выполнения военно-профессионального труда;
• общее неблагоприятное состояние здоровья и физического развития.
3. Ситуативные (временные) факторы:
• временное ухудшение состояния здоровья;
• временные отклонения параметров функционального состояния от оптимума;
• переживания болезни или смерти кого-либо из близких;
• переживания в связи с переменами в составе начальников, командиров, потребовавших изменения привычного режима труда, отдыха, изменения в уровне взыскательности командиров, начальников;
• трудности при переучивании на новую военную технику, изменение условий, меры ответственности в ее эксплуатации;
• ожидание относительно неблагоприятных перемен в своем служебное положении, в семейном положении и др [15].
Сознание и проблема возникновения самосознания
Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.
Сознание является частью психики
, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и ...
Общение со взрослыми и его влияние на становление личности
подростка. Механизмы возникновения
конфликтных взаимоотношений подростков со взрослыми
Тема влияния взрослых на детей, на формирование их психических функций освещена в работах Л.С. Выготского. Взаимодействие родителей и детей в благополучных семьях продолжается всю жизнь, а в неблагополучных - периодически. В зависимости от ставящихся целей и используемых средств оно бывает созидательным или разрушающим, блокирующим новы ...
Происхождение
Существует две точки зрения на происхождение эмоций, одна акцентирует роль чувств и ощущений, другая – мыслей и познавательных процессов. Такое различие в подходах возникло еще во времена Аристотеля, писавшего что «физик определил бы страсти души иначе, чем диалектик; последний определил бы, например, гнев как желание отплачивать болью ...