Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях
Страница 7

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

Условия возникновения негативных психических состояний

Вероятность развития негативных психических состояний зависит от наличия и степени определенных факторов риска. Их можно подразделить на условия, способствующие развитию таких состояний, и на причины, эти состояния вызывающие. Примером условий может служить то, что эмоциональной напряженности больше подвержены лица с меланхолическим и холерическим типами темперамента. К причинам, в частности, относятся неожиданность возникновения опасной ситуации, реальная или предполагаемая угроза для жизни, незаслуженные оскорбления, непреодолимая трудность выполнения важного задания.

В. Л. Марищук и М. А. Евдокимов классифицировали основные факторы риска, способствующие возникновению негативных психических состояний у военнослужащих. Рассмотрим эту классификацию.

1. Социально-бытовые факторы:

• неудовлетворенность содержанием государственных ценностей, сомнения в их справедливости, несогласие с системой общественных отношений, своим местом в этой системе;

• недовольство условиями службы, отношением к себе командиров, начальников;

• неудовлетворенность уровнем социальной защиты, денежным содержанием, плохими жилищными условиями, отношениями в семье, условиями работы жен, обучением детей и др.;

• отрицательное влияние нездорового климата в воинском коллективе.

2. Профессиональные факторы, оказывающие непосредственное воздействие в ходе служебной деятельности:

• сознание своей недостаточной военно-профессиональной подготовленности и опасения, связанных с ней конфликтов с сослуживцами, риска стать виновником аварийных ситуаций или получить травму;

• негативное воздействие плохой организации режима военно-профессионального труда, неблагоприятные условия для отдыха, питания;

• длительное воздействие пороговых факторов выполняемой деятельности: шумы, вибрация, электромагнитные излучения, запахи, барометрическое давление и его перепады, вестибулярные нагрузки;

• недостаточно высокий уровень профессионально важных психических познавательных процессов, волевых качеств;

• недостаточно высокий уровень эмоционально-волевой устойчивости для выполняемой военно-профессиональной деятельности;

• недостаточно высокий уровень развития физических качеств и двигательных навыков, профессионально важных для выполняемой воинской деятельности;

• типологические особенности высшей нервной деятельности, недостаточно благоприятные для выполнения военно-профессионального труда;

• общее неблагоприятное состояние здоровья и физического развития.

3. Ситуативные (временные) факторы:

• временное ухудшение состояния здоровья;

• временные отклонения параметров функционального состояния от оптимума;

• переживания болезни или смерти кого-либо из близких;

• переживания в связи с переменами в составе начальников, командиров, потребовавших изменения привычного режима труда, отдыха, изменения в уровне взыскательности командиров, начальников;

• трудности при переучивании на новую военную технику, изменение условий, меры ответственности в ее эксплуатации;

• ожидание относительно неблагоприятных перемен в своем служебное положении, в семейном положении и др [15].

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Сознание и проблема возникновения самосознания
Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам. Сознание является частью психики , ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и ...

Общение со взрослыми и его влияние на становление личности подростка. Механизмы возникновения конфликтных взаимоотношений подростков со взрослыми
Тема влияния взрослых на детей, на формирование их психических функций освещена в работах Л.С. Выготского. Взаимодействие родителей и детей в благополучных семьях продолжается всю жизнь, а в неблагополучных - периодически. В зависимости от ставящихся целей и используемых средств оно бывает созидательным или разрушающим, блокирующим новы ...

Происхождение
Существует две точки зрения на происхождение эмоций, одна акцентирует роль чувств и ощущений, другая – мыслей и познавательных процессов. Такое различие в подходах возникло еще во времена Аристотеля, писавшего что «физик определил бы страсти души иначе, чем диалектик; последний определил бы, например, гнев как желание отплачивать болью ...