Эмоциональное состояние ребенка и развитие двигательных тиков

Тикозные гиперкинезы негативно сказываются на психическом и эмоциональном состоянии ребенка. Примерно у половины больных с синдромом Туретта в подростковом и юношеском возрасте развивается синдром навязчивых состояний, проявляющийся преследующими больного мыслями, воспоминаниями, необоснованными страхами, которые часто сопровождаются навязчивыми действиями, иногда принимающими характер сложного ритуала. В школьные годы у многих больных часто отмечаются непоседливость, рассеянность, отвлекаемость (синдром гиперактивности и нарушения внимания). Иногда наблюдаются агрессивность, склонность к самоповреждению, депрессия, негативизм.[26]

С медицинской точки зрения тики – результат ошибок в работе экстрапирамидной системы (отделов головного мозга, отвечающих за организацию движения, позы и регуляцию тонуса мышц). Но с психологической токи зрения, тики, особенно невротические, имеют психологический компонент. Тик – это некое желание, эмоция, чувства, которые подавляются и не могут быть выражены. Часто ребенок испытывает тягостные чувства, стесняется тика, считая его проявлением своей неполноценности. Особенно тяжело переносятся насмешки со стороны сверстников. Поэтому ребенком, страдающий тиком старается меньше контактировать с другими детьми, он замкнут, скрытен, плаксив или раздражителен.

Тики можно отнести именно к психологическим, а не неврологическим нарушениям, так как они легко провоцируются и устраняются, могут появляться внезапно и протекать очень быстро, исчезая в состоянии сна. Неритмичность отличает тики от стереотипных повторяющихся действий, характерных для аутизма или умственной отсталости. В отличие от навязчивых движений, тики не определяются сознательно поставленной целью.

В большинстве случаев тики имеют психогенное происхождение: они часто сопровождают эмоциональные нарушения и задержки психического развития. Поэтому в каждом отдельном случае необходимо полная диагностика психического и физического состояний ребенка для определения причины возникновения и специфики тикозного гиперкинеза.

У детей в возрасте 4-5 лет могут встречаться преходящие тики, что само по себе является не расстройством, а крайним вариантом возрастной нормы развития. Патологическими можно считать хронические тики, нарушающие процесс социального взаимодействия человека. Именно они понижают стрессоустойчивость детей и провоцируют развитие депрессивности.[27]

Исходя из всего выше сказанного, можно выдвинуть гипотезу о том, что у подростков, страдающих двигательными тиками, повышена депрессивность и снижена стрессоустойчивость, что является как причиной, так и следствием тикозных гиперкинезов. Подтвердить или опровергнуть данную теорию мы сможем в ходе исследований в практической части работы. При этом необходимо проанализировать результаты исследования и составить рекомендации для снижения депрессивности и повышения стрессоустойчивости у подростков с двигательными тиками.


Определение понятия ожидания в межличностных отношениях
Прежде чем начать изучение феномена ожидания, определим его значение в психологии. В наиболее широком смысле социальные ожидания понимаются как "элемент социальной психики, который является следствием социального взаимодействия" [19]. В данном определении дается лишь родовое отнесение этого феномена к системе психологических ...

Эколого-психологический тренинг
Эколого-психологический тренинг базируется на методологии социально-психологического тренинга, направленного на решение следующих задач: 1) коррекция, формирование и развитие экологических установок личности, в первую очередь преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам; 2) коррекция целей взаимодейс ...

Виды внимания
В зависимости от причин, его вызывающих, внимание может быть произвольным или преднамеренным, и непроизвольным или непреднамеренным. Непреднамеренное внимание называется внешними причинами – теми или другими особенностями объектов, действующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, новизна, необычность ...