Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности дошкольника
Страница 7

Информация » Психология здоровья в дошкольном учреждении » Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности дошкольника

В образ "Я" в прошлом и будущем детей дошкольного и младшего школьного возраста включаются все первичные компоненты структуры самосознания: изменение физического облика, половая принадлежность, притязание на признание. Первичные компоненты структуры самосознания имеют разное содержание в зависимости от временного измерения, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Половая идентификация включается как в образ прошлого, так и в образ будущего. В образе будущего она имеет большую представленность по сравнению с образом прошлого.

Оценка детьми себя в прошлом, настоящем и будущем выражает включение притязания на признание в структуру самосознания. В норме общая оценка себя во всех временных изменениях эмоционально-положительная. Общая отрицательная оценка себя выявляется только по отношению к своему прошлому. Она является средством реализации притязаний на признание в настоящем и показывает негативные тенденции в развитии личности. Частная самооценка во времени выражает представления детей о собственном прогрессивном развитии во времени. Оценка себя в прошлом, настоящем и будущем не суммируется механически из оценок по отдельным временным измерениям, а представляет собой систему оценок, имеющую свою типологию. Наличие типов самооценки во времени показывает временное единство развивающейся личности. Выделение типов самооценки во времени позволяет диагностировать благоприятные и неблагоприятные варианты ее развития.

У всех детей дошкольного и младшего школьного возраста есть представления о старости, по содержанию они бедны, односторонни, старость выступает для детей как непривлекательный возраст. К младшему школьному возрасту все дети утверждают, что они постареют, и связывают это с применением к себе основных закономерностей человеческой жизни.

Качественный сдвиг в процессе осознания себя во времени относится к переходному периоду от дошкольного к младшему школьному возрасту, который можно охарактеризовать как формирование в самосознании ребенка связей между его личным прошлым, настоящим и будущим. В это время ребенок осознает основные закономерности человеческой жизни и переносит их на себя. Происходит присвоение личностью линейной модели времени на уровне самосознания.

Замечено, что желание ребенка переместиться в прошлое — как правило, свидетельство неблагополучия в развитии его личности, депривации притязания на признание. Отсутствие желания изменить свой возраст показывает нормальное функционирование механизма возрастной идентификации личности, что означает безусловное положительное принятие себя как представителя возраста. Дети дошкольного и младшего школьного возраста наиболее предпочтительным возрастом считают взрослость. Желание переместиться в будущее является нормативным для детей дошкольного возраста. Однако стремление ребенка переместиться в будущее может наблюдаться и в случае неблагоприятного развития личности, хотя ориентация на будущее является более прогрессивной, чем ориентация на прошлое[10].

Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога. Ведь, как справедливо заметил Б.Г. Ананьев, оценочное суждение ребенка "непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Педагогические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми в работе со старшими дошкольниками
Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности. Необходима тщательная подготовка педагога к игре. При планировании игры следует помнить, что у дошкольников желание играть вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо ...

Результаты экспериментальной работы по развитию мышления у детей младшего школьного возраста
Мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми объектами, раскрывающими их свойства и сущность. После проведения контрольного эксперимента, для осуществления которого были повторно применены: методика “Исключени ...

Предмет, задачи методы психологии человека
Психология - наука о психике, о законах ее становления, функционирования, изменения, развития. Предметом традиционной психологии является психика - свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в способности отражать окружающий мир и обеспечивающее построение образа мира для регуляции индивидом своего поведения. Психика как особ ...