Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности дошкольника
Страница 11

Информация » Психология здоровья в дошкольном учреждении » Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности дошкольника

Способность соподчинять мотивы формируется постепенно. К 6 годам она становится довольно заметной, о чем свидетельствуют наблюдения за поведением детей, экспериментальные исследования. Мотивы деятельности ребенка к шести годам уже могут преобладать над другими. И то, какие именно мотивы будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. Конечно, в шесть лет этот стержень только-только складывается, но определенную направленность в поведении ребенка этого возраста уже можно наблюдать. Она может быть разной - от крайне эгоистической, до высоконравственной (конечно, в пределах возрастных возможностей).

В названный период в поведении одних детей проявляются тенденции созидательного типа личности, у других — разрушительного, потребительского.

С понятием "направленность личности" тесно связана и проблема ценностного отношения ребенка к себе, к окружающему. Фактически именно иерархия ценностей и определяет содержание направленности. Некоторые психологи считают» что 6—7 лет — время активного становления ценностности. Согласно данным Н.И. Непомнящей, в шестилетнем возрасте уже выделяются дети со следующими типами ценностностей: "реально-привычного функционирования (наибольшее количество); деятельности (чаще "делания"); общения; отношений с другими; отношений с другими и игры; осознания и познания. Типичным для шестилеток является сочетание ценностностей реально-привычного функционирования и учебной деятельности. Типам ценностности соответствует избирательное предпочтение ребенком конкретной стороны действительности, содержания, способов выполнения предлагаемых ему заданий, отношений к ним. Для детей с ценностностью реально-привычного функционирования характерна привязанность к конкретно-ситуативному содержанию, преимущественно из привычного бытового опыта (дома, в детскому саду — уборка, оказание помощи маме, просмотр телевизионных передач и т.п.)". Их способы действия отличаются стереотипностью и инертностью, "погружением в ситуацию". Нередко такие дети чувствуют себя неуверенно (особенно в незнакомой ситуации), затрудняются проявить самостоятельность. Шестилетки с ценностностью "делания" из действительности выделяют конкретные действия, а при сочетании этого типа ценностности с ценностностью отношений с другими — общие функции в использовании предметов людьми. Дети же с ценностностью отношений с другими, кроме общих функций, выделяют также ситуации общения, совместных действий, переживаний, оценки людей друг другом. Своеобразна избирательность детей, сочетающих все три типа ценностности. В выделяемом ими содержании присутствуют все сферы: деятельности, познания, личностных отношений. Для таких шестилеток типично стремление к разнообразию, к самостоятельности, свободе, они отдают предпочтение заданиям, дающим возможность максимально реализовать собственный творческий потенциал. Нетрудно заметить целый ряд достоинств последнего варианта. Исследование Н. Л. Непомнящей показало, что именно этот тип ценностности с характерной для него универсальностью является оптимальным для развития ребенка переходного к школе возраста.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12


Исследовательская часть.
Наша работа посвящена изучению актуальных проблем (выявленных с помощью метода проективной сказки) студентов музыкального и психологического факультетов, а также сравнительному анализу сказок. Предмет исследования: личностные проблемы студентов. Объект исследования: студенты 2 курса факультета психологии и факультета музыкального обра ...

Верхняя часть туловища
Многие движения верхней части туловища интерпретируются в их взаимосвязи с дыханием. Происходящее при глубоком вдохе увеличение размеров верхней части туловища приводит к нарастанию силы и предприимчивости. “Он задается” – эта фраза больше ассоциируется с хвастливы “выпячиванием груди” и напоминает “преувеличенное” воздействие в смысле ...

Внимание и самоконтроль
Важнейшим отличием внимания является его избирательный, направленный характер. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Вним ...