Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности
дошкольникаСтраница 10
Один из путей самоутверждения шестилетних детей — их шалости. Как к ним относиться? Ведь детские шалости, как правило, отвлекают учеников от дела, нарушают порядок, дисциплину в классе. Но надо ли бороться с ними? Думается, справедливы слова Ш.А. Амонашвили: "Шалость — ценное качество ребенка, только надо управлять им, Я давно установил для себя, что суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их"[12].
Поведение детей часто определяется и познавательными мотивами. Известный детский психолог Д. Селли писал, что если бы ему предложили изобразить ребенка в его типичном душевном состоянии, то он, вероятно, нарисовал бы выпрямленную фигуру маленького мальчика, который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь новое чудо или слушает, как мать рассказывает ему что-нибудь новое об окружающем мире. Портрет, нарисованный Д. Селли, больше всего напоминает ребенка. Познавательная потребность — одна из наиболее значимых, заметных. Однако она развивается и проявляется у детей по-разному: у одних она имеет ярко выраженную "теоретическую" направленность, у других — "практическую". Учитель должен опираться на имеющиеся познавательные мотивы ребенка и развивать их далее в разных видах деятельности.
Понаблюдаем повнимательнее за ребенком. Он не только с интересом всматривается в окружающее, но и сам любит создавать город из кубиков, подъемный кран и корабль из металлического конструктора, с удовольствием лепит, рисует, сочиняет первые сказки, песни, придумывает незамысловатые танцевальные движения . В этом возрасте проявляется и потребность в созидании. Ее роль так велика, что некоторые психологи в настоящее время считают ее основной потребностью личности. Академик В.В. Давыдов пишет: "На наш взгляд, сущность личности человека связана с его творческими возможностями, с его способностью созидать новые формы общественной жизни. Основная потребность человека как личности — потребность, в создании мира и самого себя"[13].
Педагогам следует стимулировать у детей созидательные мотивы деятельности, Особое внимание обратим при этом на игру и художественную деятельность. Ведь именно в игре впервые возникает воображение (а без него невозможно и созидание), в игре зарождаются и элементы художественной деятельности.
Важное значение в формировании личности ребенка имеют нравственные мотивы. Возникновение и развитие их связано с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе. Они выражают отношение ребенка к людям. В 6—7 лет в этой группе мотивов все большее место занимают общественные мотивы: желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести пользу.
В исследованиях показано, что эти мотивы уже в старшем дошкольном возрасте могут приобрести значительную побудительную силу, превышающую силу мотивов личной пользы или интерес к внешней стороне деятельности. Однако мотивы, этого типа возникают не спонтанно, а благодаря воспитательному воздействию взрослых.
Как видим, к 6 годам у ребенка появляется немало новых мотивов поведения. Причем эти мотивы соподчинены. Соподчинение мотивов — очень важное новообразование в развитии мотивационной сферы ребенка.
Структура личности
Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго.Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд ...
Блок модуляции, активации нервной системы
Блок модулирующих систем мозга регулирует тонус коры и подкорковых образований, оптимизирует уровень бодрствования в отношении выполняемой деятельности и обусловливает адекватный выбор поведения в соответствии с актуализированной потребностью. Только в условиях оптимального бодрствования человек может наилучшим образом принимать и перер ...
Структура личности и её развитие
В условиях конкретной социальной группы индивидуально-психологические качества существуют в форме проявлений личности и они способны изменяться в условиях совместной предметной деятельности и общения, характерных для данного уровня развития группы.
Структура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому в первую следует вк ...