Особенности психологических технологий профессиональной ориентации в дошкольном и младшем школьном возрасте
Страница 1

Информация » Особенности психологических технологий профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза » Особенности психологических технологий профессиональной ориентации в дошкольном и младшем школьном возрасте

В настоящее время в Законе об образовании России предусмотрены следующие уровни профессионального образования и обучения: допрофессиональное трудовое обучение и воспитание, обеспечивающее мотивационную готовность и операциональную подготовленность к труду и выбору профессии; начальное, среднее, высшее профессиональное образование, на каждой из этих ступеней в той или иной мере должна решаться задача формирования личности специалиста (его мотивации, профессиональных ценностей) и задача вооружения необходимыми действиями, операциями, умениями и навыками, тактиками (анализ полного технологического процесса), стратегиями (способность ориентироваться во всей системе производства); послевузовское профессиональное образование как повышение квалификации, профессиональный тренинг и дополнительное образование, которое желательно осуществлять как использование широкой гибкой системы мер по всесторонней профессионализации населения, которая может стать важным средством его психологической защищенности. Со временем ныне действующая система профессионального образования может изменяться с учетом запросов общества.

Очевидно, что профессиональное становление нельзя искусственно оторвать от жизненного пути человека в целом. Впервые это было убедитель- но показано в работе Ш. Бюлер, отметившей, что большинство людей проходит через определенные стадии развития в сходные возрастные перио- ды, причем им соответствуют и стадии профессионального развития [23]. Дальнейшие работы(Е.А. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.И. Логинова) в этой области позволили сделать два основных вывода:

Во-первых, необходимо рассматривать профессиональное созревание как процесс, длящийся всю жизнь. Во-вторых, профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.

В отечественной психологии разработано несколько периодизаций профессионального пути человека. При анализе этих периодизаций обращает на себя внимание частичное совпадение выделенных в них этапов с этапами общего возрастного развития, предложенными и в классификациях общей и возрастной психологии. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления. Т.В. Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии: 1) возникновение и формирование профессиональных намерений; 2) профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности; 3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;

4) полную реализацию личности в профессиональном труде [12]. Е.А. Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию - человека как субъекта труда:

1)Стадия пред-игры (до 4 лет)- освоение функций восприятия, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;

2)Стадия игры(5-8 лет) – овладение «основными смыслами» человеческой деятельности;

3)Стадия овладения учебной деятельностью(8-12 лет) – развитие функций самоконтроля, самоанализа и планирования деятельности;

4)Стадия оптации (12-18 лет) — период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;

5)Стадия адепта (17-20 лет) – профессиональная подготовка по выбранной специальности;

6)Стадия адаптанта(20-23 года) — вхождение в профессию и привыкание к ней;

7)Стадия интернала(23-26 лет) — приобретение профессионального опыта;

8)Стадия мастера — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

9)Стадия авторитета — достижение профессионалом высокой квалификации;

10)Стадия наставничества — передача профессионалом своего опыта[7]. А.К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней и 9 этапов:

1) допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией; 2) профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства; 3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности; 4) непрофессионализм — выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности; 5) послепрофессионализм — завершение профессиональной деятельности [13].

Страницы: 1 2 3 4 5


Характеристика эмоциональных состояний. Эмоции
Как отмечает Вилюнас В.К, эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего. «Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отрицают отношения между мотивациями и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности чело ...

Защитные психические механизмы
Что такое «защитные механизмы»? В связи с тем, что как уже описывалось, согласно З. Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или ...

Массовая коммуникация. Необходимые условия функционирования СМК
Массовую коммуникацию стоит рассматривать в качестве социального явления, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через смысловую и оценочную информацию, которая передается по каналам СМК. Также следует рассматривать массовую коммуникацию как механизм актуализации информации при помощи различных коммуникативных сред ...