Компоненты психологического пространства личности и их основные функции
Страница 1

Информация » Особенности нарушения психологического пространства личности в юношеском возрасте » Компоненты психологического пространства личности и их основные функции

На основании теоретического анализа литературы, выделены шесть измерений (секторов) психологического пространства личности, отражающих физические, социальные, и духовные аспекты человеческого бытия:

Собственное тело (возникает в онтогенезе)

Человек открывает собственное тело раньше другой реальности и учится им пользоваться благодаря развитию сенсорики и моторики. Насилие над телом может выражаться во фрустрации базальных потребностей - в пище или комфорте; носильное кормление, неудобная поза, жестокое обращение - это внедрение в пространство человека.

Телесность во всех своих формах (пищевое поведение, секс, комфортность позы, удобная одежда) выполняет в онтогенезе психологического пространства различные функции.

Основные функции телесности в жизни человека:

Установление контакта с собственными потребностями и частями тела (само принятие)

Установление контакта с окружающей средой (предвосхищение изменений и получение обратной связи)

Обеспечение базового доверия к миру

Развитие субъективности (независимости от среды и ее изменений)

Возможность исследовательской и конструктивной деятельности.

Возможность освоение территории.

Возможность устанавливать длительную, надежную привязанность.

Территория

В психологии чаще изучается территориальность в узком смысле слова: как та площадь (обычно в домашней среде), которую субъект считает личной и безопасной для себя.

В физическом пространстве личная территория обычно начинает выделяться по мере развития локомоций, когда человек может перемещаться из одной комнаты в другую, самостоятельно открывать дверь, устанавливая, таким образом, границы.

Понятие территориальности было введено впервые в XVII веке английским исследователем Дж. Реем, изучавшим поведение соловья. В этологии, науке об инстинктивных основах поведения (которые не отменяются и у человека как биосоциального существа), многие виды активности объясняются понятием территориальности: вдобавок к тому, что каждый вид располагается в определенном ареале, отдельные особи закрепляют за собой также "личные" участки территории, площадь которой достаточна для того, чтобы обеспечить себя пропитанием [1].

Внутри и вне личной территории особь ведет себя по-разному: наиболее напряженными во взаимодействии оказываются границы, где происходят сражения, которые "ведут к пространственному разрежению популяций, обеспечивая каждой особи обладание определенным объектом или территорией, необходимыми для воспроизведения вида. В результате предупреждается совместное пользование такими объектами, которое во многих случаях было бы губительным или по крайней мере менее эффективным".

Таким образом, границы отделяют индивидуальную жизнь особи (или частную жизнь, как это принято говорить о людях) от жизни видовой, общественной, причем это отделение эволюционно оправданно, обеспечивая безопасность нормальной жизнедеятельности живого существа[13].

Реальное или предполагаемое изменение границ индивидуальной территории служит сигналом для специфического поведения особи: либо защиты посредством агрессивно-оборонительного поведения, либо бегства до места большей безопасности. При этом зоной особой психологической напряженности является граница личной и чужой территории. По мнению К. Лоренца и Н. Тинбергена, эти инстинктивно закрепленные образцы поведения, сложившиеся в течение тысячелетий, продолжают функционировать и у человека, частично трансформировавшись в социальные инстинкты, а частично проявляясь в динамике внутреннего мира личности .

Применительно к поведению человека понятие "личное пространство" было впервые использовано Р. Соммером, основоположником науки проксемики. Она изучает закономерности пространственного размещения и поведения людей в аспекте переживания ими субъективного комфорта, что достигается благодаря наличию у каждого невидимой пространственной "оболочки". Соммер, однако, рассматривал личное пространство преимущественно территориально и как стабильное образование [14].

Функции территориальности в жизни человека:

Обозначение социальной идентичности (статус в группе)

Возможность контролировать интенсивность социальных контактов

Возможность контролировать поток информации

Возможность защититься от сверхсильной стимуляции среде и вторжений.

Возможность конструктивной деятельности.

Возможность психологической реабилитации.

Личные вещи (артефакты)

Очень часто усиление контроля над миром личных вещей открывает процесс восстановления самоуважения у женщин, переживших кризис расставания с мужчиной.

У мужчин есть также особо интимные предметы (по наблюдению автора в основном фонари и ножики, в мечтах ружья и пистолет), нечасто используемые знаки самовыражения их «внутреннего ребенка».

Предметы и у взрослых являются текстом, иносказательным сообщением другим людям о себе. Вещи отражают меру самоуважения и духовной развитости субъекта, и многие люди взаимодействуют между собой именно на языке вещей.

Страницы: 1 2


Раздражители и реакции. Раздражители
Раздражители могут пробуждать в нас те или иные пережитые события и чувства. Тот или иной настрой определяет вид реакции. Находясь в приятной компании, мы реагируем на раздражитель иначе, чем если бы мы оказались в напряженной обстановке. Наше чувство, возникающее в ответ на раздражитель, складывается из двух компонентов: настроения и д ...

Сущность и содержание самосознания и образа «Я». Самосознание и образ «Я»
Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание собственного Я выражается прежде всего в том ...

Психическое развитие младшего школьника, готовность к обучению в среднем звене и школьная адаптация
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей. Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке мл ...