Особенности психологических технологий профессиональной ориентации в дошкольном и младшем школьном возрасте
Страница 3

Информация » Особенности психологических технологий профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза » Особенности психологических технологий профессиональной ориентации в дошкольном и младшем школьном возрасте

Готовность мотивационной сферы заключается, по Климову, в трудовой направленности личности, потребности в труде; осознании общественной необходимости труда, мотивы долга; установки на труд, на высокую продуктивность труда; положительном эмоциональном отношении к труду («радость труда»), трудовом настроении; уважении к любому труду; сочетании избирательного отношения к отдельным видам труда с готовностью в случае необходимости выполнить любой труд; трудолюбии (любовь к труду); трудовых интересах и склонностях (как источники достижения целей в труде и преодоления препятствий); устойчивых профессиональных намерениях, призвании; уверенности в своих силах в труде (как основа удовлетворения от труда); готовности сделать самостоятельный выбор (вида задания, уровня сложности задачи, партнера для совместной работы, профессии); готовности к труду и готовности к выбору профессии; качествах личности: требовательность к результатам своего труда, ответственность за результаты и способы труда, упорство и настойчивость в достижении цели, инициативность как постановка новых целей в труде.

Операциональная сфера включает в себя знания о различных видах профессиональной деятельности, видах труда; знание о «веере профессий», необходимых в данном регионе; общетрудовые умения и навыки, умения и привычка работать; знание требований, которые предъявляют разные виды труда к человеку; осведомленность выбирающего трудовой путь в своих личных склонностях и способностях; знание того, что еще надо развить у себя; знание путей и средств, с помощью которых можно развить у себя нужные качества и способности; знание того, какие позитивные и негативные черты личности могут развиться у человека данной профессии; знание о стиле жизни в данной профессии; умение осуществлять практическую пробу сил в различных видах деятельности (в разных трудовых операциях, трудовых заданиях); умение выполнять работу за фиксированный отрезок времени; знания о неприятных сторонах однообразного, монотонного, обязательного труда, о трудностях адаптации на начальных этапах труда; умение мобилизовать усилия; знания о дисциплине труда;умение планировать, контролировать свои трудовые операции; знания о культуре труда (соблюдение плана, темпа, ритма работы); умение работать совместно (определить общую цель, распределить функции, участки работы, средства, инструменты, материалы, определить сроки работы, свое место в общем труде); качества личности: тщательность выполнения, организован -ность, саморегуляция в труде и др.; активное включение в учебный, бытовой, обслуживающий, общественно-полезный труд[10].

От того, как прошла допрофессиональная психологическая подготовка в школе и семье, зависит эффективность прохождения человеком дальнейших этапов профессионального пути - выбора профессии, профессионального обучения.

Формируя и развивая на каждом этапе профессионального обучения психологические качества будущего специалиста, важно стимулировать, прежде всего, мотивационную сферу (ценностные ориентации профессии, смысл профессии, мотивы, цели, эмоции, установку на адаптацию, определяющие направленность личности) и затем, на ее основе - операциональную сферу (профессиональные знания, профессиональные способности, профессиональные действия, профессиональное мышление, профессиональные технологии, в том числе приемы сотрудничества в совместной профессиональной деятельности и др.). В процессе профессионального обучения желательно также по возможности преодолевать дисбаланс, рассогласование, дисгармонию между мотивационной и операциональной сферой будущего специалиста, когда, например, опережает мотивационная сфера - есть интерес к будущей профессии, а необходимых знаний и умений еще нет и т.д. Средствами профессионального обучения могут стать разные психологические стратегии: а) стратегия развития и доразвития нужных психологических качеств путем стимулирования имеющихся у субъекта потенциальных качеств, доведения их до желательного уровня; б) стратегия жесткого формирования, обучения четкому составу трудовых действий в строго определенном порядке; в) стратегия мягкого формирования как обучение широкому спектру трудовых действий с возможностью их варьирования и индивидуализации; г) стратегия коррекции - перестраивание неправильно сложившихся трудовых умений и качеств будущего специалиста.

Названные психологические стратегии обучения могут быть соотнесены с различными педагогическими технологиями: деятельностно-ориентированное и личностно-ориентированиое обучение, жестко алгоритмическое, программированное обучение и индивидуально-вариативное и т.д. Предлагаются и разрабатываются разные виды обучения: адаптивное, развивающее, проблемное, дифференцированное или индивидуализированное, контекстное.

Страницы: 1 2 3 4 5


Адекватность реагирования
При изучении проприоцептивной чувствительности во всех ее проявлениях (оценка амплитуды движений, веса груза и прилагаемых усилий) мы столкнулись с фактом, что в зависимости от того, больше или меньше данный раздражитель его оптимальной величины, оценка раздражителя по качеству будет совершенно различной. Если раздражитель больше оптима ...

Алкогольная аддикция
Среди химических аддикции лучше всего изучена алко­гольная аддикция. Хотя парадоксальность ситуации заклю­чается в том, что термин "изучена" в данном случае не со­всем верен, так как касается в основном токсического воздействия алкоголя на организм. Игнорирование аддиктивного звена процесса не дает ответа на вопрос, почему люд ...

Внутренние конфликты работников и их влияние на эффективность работы
Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Фрейдистский подход к внутриличностным конфликтам. Будучи врагом утопий и иллюзий, Фрейд отказался считать ...