Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности дошкольника
Страница 9

Информация » Психология здоровья в дошкольном учреждении » Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности дошкольника

Какие же мотивы оказывают существенное влияние на поведение ребенка?

Эти мотивы связаны с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них. В числе значимых мотивов для детей этого возраста — я интерес к их новым осваиваемым видам деятельности (игра, конструирование, труд и др.).

Другая важная группа мотивов, которыми руководствуются дети возраста, - установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, в школе (детском саду). Это делает ребенка особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнять требования, правила, устанавливаемые взрослыми. Дети стремятся завоевать "благосклонность", симпатии сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе.

Побудителем деятельности детей нередко выступают и мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение. Они проявляются и в притязаниях ребенка на главные роли в играх, на роль "отличника" в школе, в обидах ребенка ("А мне не дали стихи учить на утренник"), в его радости при достижении успеха в нелегком деле, в признании его достоинств ("А я уже мостик умею делать"), а порой и в приписывании себе не существующих пока положительных качеств, желанных предметов, в капризах. На основе стремления к самоутверждению у детей возникает и соревновательный мотив (выиграть, победить, быть лучше других). Это стремление нетрудна заметить у детей, оно связано с овладением играми-с правилами, спортивными играми, включающими в себя элемент соревнования. Соревновательный мотив дети привносят и в другие виды деятельности. Они любят сравнивать собственные успехи с успехами других ребят, не прочь прихвастнуть, остро переживают свои неудачи.

Мотивы соревновательности и самоутверждения являются своеобразным проявлением потребности детей в признании не только со стороны взрослого, но и со стороны сверстников. У детей, воспитывающихся в детском саду, эта потребность может удовлетворяться в самых разнообразных видах деятельности, причем важное поле самоутверждения здесь - игра, художественная деятельность.

Когда же ребенок поступает в школу, его положение, возможности для самоутверждения изменяются, и далеко не всегда в лучшую сторону. И это не может не беспокоить и учителей, и ученых.

Однако нельзя считать, что ситуация здесь безвыходная. Важно учесть и предупредить негативные следствия того положения, к которому может привести резкий контраст в поведении, общении педагога с детьми в детском саду и в школе, сужение сфер деятельности, в которых шестилетка мог бы утвердить свое формирующееся "Я". И тогда развитие личности шестилетнего ребенка протекает гармонично.

Статусная структура класса к концу учебного года изменилась: не стало "изолированных" детей, увеличилось количество "популярных" детей (I и II статусных групп), причем оно превышало количество детей в остальных, статусных группах, что является одним из важных показателей эмоционального благополучия в классе.

Успехи, проявленные ранее непопулярными детьми в игровой, учебной, художественной деятельности, не остались незамеченными классом (к чему, кстати, и стремились педагоги). Изменилось соотношение положительных и негативных сторон в оценке сверстников (дети чаще стали отмечать позитивные качества своих товарищей). Существенное влияние на это оказали и взаимоотношения учителя и воспитателя с детьми и друг с другом, явившиеся образцом взаимоуважения.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Понятие "пограничные психические расстройства" в детско- подростковом возрасте
Проблема пограничных нервно-психических расстройств в связи с трудностью определения их границ и классификации до сих пор остается дискуссионной (Дмитриева Н.В., Морозов В.И., 1980; Захаров А.И.,1991; Ковалев В.В.,1995; Лебединский В.В., 1985; Чуркин А.А.,1995; Adler A., 1989; Alnwith M.D., Dlenar M.C., Waters E., Waters S., 1978; Bandu ...

Рекомендации социальному педагогу и родителям по организации взаимодействия с младшими подростками
В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать рекомендации по организации взаимодействия социального педагога с детьми подросткового возраста и их родителями. Для организации эффективной работы по формированию толерантного поведения и его развитию у учащихся социальному педагогу нужно: – знать теоретические основы социальной п ...

Экспериментальное исследование по преодолению подростковой ксенофобии в основной школе
Исследовательская работа, целью которой было выявление подростковой ксенофобии среди учащихся 7–9-х классов, проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №138» Октябрьского АО г. Омска. В исследовании приняли участие 5 специалистов (3 педагога, социальный педагог и педагог-психолог). Исследованием были охвачены 70 учеников ...