Дифференциальная психофизиология
Дифференциальная психофизиология — направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два методических подхода: сопоставление физиологических и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах, и изучение изменений физиологических функций во время реализации той или иной деятельности. Основной системой взглядов в Д. п. является концепция свойств нервной системы, развитая применительно к человеку Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным и берущая свое начало от работ И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Для Д. п. характерны: исследование отдельных свойств нервной системы, а не типов в целом; признание у одного и того же свойства многих проявлений, образующих синдром; выделение в синдроме основного показателя, соответствующего определению данного свойства; отказ от оценочного подхода. Психологически свойства нервной системы проявляются, согласно Б. М. Теплову, в формально-динамических характеристиках поведения, прежде всего в особенностях темперамента. Обычно в Д. п. исходят из представления о первичности нейрофизиологического уровня:свойства нервной системы рассматриваются как независимая переменная, психологические — как зависимая. Однако имеются данные, свидетельствующие и о возможности обратных влияний.
Дифференциальная психология использует общепсихологические знания в теоретических реконструкциях диагностируемых свойств и в методических подходах, позволяющих обосновывать взаимосвязи в переходах между указанными двумя уровнями их представленности. Задачей дифференциальной психологии можно назвать выявление (качественную идентификацию) и измерение отличий в познавательной или личностной сфере, характеризующих индивидуальные особенности людей. В связи с этим возникают вопросы:
1) что диагностируется, т.е. к диагностике каких психологических свойств имеет отношение конкретная психодиагностическая методика?
2) каким образом осуществляется диагностика, т. е. как решается задача сопоставления эмпирически выявляемых показателей ("признаков") и предполагаемого скрытого глубинного основания отличий? В контексте постановки психологического диагноза возникает обычно и третий вопрос: каковы схемы размышлений психолога, на основании которых он переходит от выявления отдельных свойств к целостному описанию психологических "симптомокомплексов" или "индивидуальных профилей"?
Критерии оценки теории личности (6):
1) верифицируемость;
2) эвристическая ценность;
3) внутренняя согласованность теории;
4) экономичность;
5) широта охвата (комплексность);
6) функциональная значимость.
Групповая работа с лицами с ПТСР: методы,
способствующие личностному росту
В реабилитационной и реадаптационной работе с военнослужащими с ПТСР мы используем групповые формы и считаем их не менее эффективными, чем индивидуальные при соблюдении того же условия: психолог должен быть ориентирован на видение работы реабилитационной системы через призму личностного роста военнослужащих. Это значительно усиливает эф ...
Объект и программа исследований
С давних времен люди старались многое знать и уметь. Для этого они обращались к своей памяти, пытаясь вспомнить то, что когда-либо слышали, видели, читали. Однако, как свидетельствует наука, борьба за раскрытие секретов памяти обычно оканчивалась поражением для человека. Так было начиная от первых пещерных поселений. Так есть и сегодня, ...
Любовь и брак. Социальные аспекты супружеских конфликтов
Практическое задание : провести тест с тремя респондентами и сделать соответствующие выводы.
Тему работы я выбрал по причине того , что в современном обществе, как в России, так и за рубежом , пропагандируются самые различные модели построения семейных отношений. По телевидению демонстрируют художественные фильмы снятые Голливудом, и м ...