Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности дошкольника
Страница 6

Информация » Психология здоровья в дошкольном учреждении » Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности дошкольника

Но он не прост; далеко не всегда самооценка не только шестилетнего ребенка, но и более старшего (и взрослого человека) является адекватной и соответствует его реальным проявлениям. Самооценка шестилетних детей может быть и неадекватной — завышенной либо заниженной. Правильность детской самооценки в значительной степени зависит от специфики, значимости для ребенка той деятельности, в которой он оценивает свои достижения, наглядности их результатов, знания собственных возможностей, степени сформированности критериев и навыков оценивания.

Вот почему самооценка ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. Свои достижения, например в рисовании, ребенок может оценивать правильно, в овладении грамотой — переоценивать, в пении — недооценивать.

Различают общую и частную самооценку. У детей старшего дошкольного возраста она становится дифференцированной.

Так, например, при общей высокой самооценке шестилетний ребенок может низко оценить свои успехи в овладении игрой в шашки, а достижения в плавании — как "пока еще средние".

Самооценка детей может различаться степенью критичности, самостоятельности, рефлексивности, аргументированности. Она может быть устойчивой и изменчивой. Ригидная, негибкая самооценка характерна для детей с аффективными формами поведения. Самооценка тесно связана с уровнем притязания, тем уровнем достижения, который, по мнению ребенка, ему по силам.

В процессе развития оценочной деятельности дошкольника происходит переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных качеств и собственных внутренних состояний, своих психических функций. Шестилетние дети способны вербально оценивать свою память и осознавать свои мнемические возможности. При этом они опираются на собственный практический опыт в мнемической деятельности, на оценку процессов памяти людьми, входящими в их ближайшую микросреду. Осознают старшие дошкольники и роль памяти в успешности учебы.

В ходе специального исследования Е.И. Комковой обнаружен ряд индивидуальных особенностей этого процесса. Большая часть экстравертов, интровертов, эмоционально стабильных и эмоционально нестабильных детей адекватно оценивали свои мнемические возможности. При этом экстраверты проявляли склонность к завышению своих мнемических возможностей, а интроверты — к занижению их.

Развитие самосознания и самооценки находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. В результате к концу дошкольного детства возникает важное новообразование — осознание своего "социального Я", того положения, которое он в данное время занимает, и складывается внутренняя позиция.

Своевременному появлению этого новообразования психологи придают важное значение — с ним в значительной степени связана социальная готовность ребенка к школе.

А каковы особенности осознания себя во времени ребенком? Есть ли здесь существенные изменения? Интересные данные по этому вопросу были получены в исследовании психолога И.Е. Валитовой. Они позволяют утверждать, что на протяжении дошкольного возраста, в связи с ориентацией ребенка на взрослого и общими тенденциями развития самосознания, происходит интенсивный процесс осознания себя во времени. В младшем школьном возрасте оно качественно изменяется, ибо начинает основываться на познании и применении по отношению к себе общих закономерностей человеческой жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Принципы использования методов исследования в психологии
При использовании различных методов психологического исследования необходимо считаться с особенностями изучаемой проблемы. Так, например, при изучении ощущений вряд ли какой-либо другой метод может быть так эффективен, как экспериментальный. Но при изучении высших проявлений человеческой личности серьезно встает вопрос о возможности &qu ...

Типологии личности по акцентуациям характера.
Характер - это результат взаимодействия человека с миром, совокупность приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых привычных формах поведения. У большинства людей некоторые черты характера акцентуированы. Выраженность акцентуаций может быть различной: от легкой, ...

Методы саморегуляции психического состояния при стрессе. Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения
Далее представлены основные методики и упражняя, являющиеся эффективными средствами профилактики и коррекции расстройств, связанных с воздействием стрессоров. 1) Преодоление чувства страха. Справиться с чувством страха помогает несложный аутотренинг, ко­торый может применить любой человек при развитии чувства страха. 1. Спросите себ ...