Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности
дошкольникаСтраница 6
Но он не прост; далеко не всегда самооценка не только шестилетнего ребенка, но и более старшего (и взрослого человека) является адекватной и соответствует его реальным проявлениям. Самооценка шестилетних детей может быть и неадекватной — завышенной либо заниженной. Правильность детской самооценки в значительной степени зависит от специфики, значимости для ребенка той деятельности, в которой он оценивает свои достижения, наглядности их результатов, знания собственных возможностей, степени сформированности критериев и навыков оценивания.
Вот почему самооценка ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. Свои достижения, например в рисовании, ребенок может оценивать правильно, в овладении грамотой — переоценивать, в пении — недооценивать.
Различают общую и частную самооценку. У детей старшего дошкольного возраста она становится дифференцированной.
Так, например, при общей высокой самооценке шестилетний ребенок может низко оценить свои успехи в овладении игрой в шашки, а достижения в плавании — как "пока еще средние".
Самооценка детей может различаться степенью критичности, самостоятельности, рефлексивности, аргументированности. Она может быть устойчивой и изменчивой. Ригидная, негибкая самооценка характерна для детей с аффективными формами поведения. Самооценка тесно связана с уровнем притязания, тем уровнем достижения, который, по мнению ребенка, ему по силам.
В процессе развития оценочной деятельности дошкольника происходит переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных качеств и собственных внутренних состояний, своих психических функций. Шестилетние дети способны вербально оценивать свою память и осознавать свои мнемические возможности. При этом они опираются на собственный практический опыт в мнемической деятельности, на оценку процессов памяти людьми, входящими в их ближайшую микросреду. Осознают старшие дошкольники и роль памяти в успешности учебы.
В ходе специального исследования Е.И. Комковой обнаружен ряд индивидуальных особенностей этого процесса. Большая часть экстравертов, интровертов, эмоционально стабильных и эмоционально нестабильных детей адекватно оценивали свои мнемические возможности. При этом экстраверты проявляли склонность к завышению своих мнемических возможностей, а интроверты — к занижению их.
Развитие самосознания и самооценки находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. В результате к концу дошкольного детства возникает важное новообразование — осознание своего "социального Я", того положения, которое он в данное время занимает, и складывается внутренняя позиция.
Своевременному появлению этого новообразования психологи придают важное значение — с ним в значительной степени связана социальная готовность ребенка к школе.
А каковы особенности осознания себя во времени ребенком? Есть ли здесь существенные изменения? Интересные данные по этому вопросу были получены в исследовании психолога И.Е. Валитовой. Они позволяют утверждать, что на протяжении дошкольного возраста, в связи с ориентацией ребенка на взрослого и общими тенденциями развития самосознания, происходит интенсивный процесс осознания себя во времени. В младшем школьном возрасте оно качественно изменяется, ибо начинает основываться на познании и применении по отношению к себе общих закономерностей человеческой жизни.
Экспериментальная
группа
Статистически значимые связи в экспериментальной группе обнаружены между следующими переменными:
1. Возрастная характеристика положительно коррелирует с показателем личностной тревожности (R=0,90);
2. У респондентов, состоящих в браке, наблюдался более высокий балл по шкале личной тревожности (R=0,81);
3. У респондентов, имеющих дете ...
Занятие 2
Тема: Здравствуйте, это я!
Цель занятия: способствовать развитию самовыражения, продолжение работы над сплоченностью группы, развивать навыки позитивного социально поведения.
1. Введение.
Приветствие .Ритуал начала занятия. Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, поверните ...
Барьеры, возникающие в процессе общения
Это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. К ним относятся: 1)барьеры понимания или непонимания; 2)барьеры социально - культурных различий; 3)невербальные барьеры; 4)барьеры социально - культурных различий; 5)барьеры отношений; 6)плохое слушание (неумение слушать). Возникновение ба ...