Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Полоролевая идентичность, ее формирование
Страница 4

Информация » Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте » Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Полоролевая идентичность, ее формирование

Ориентируясь на взрослых, ребенок научается выбирать из всех возможных определений «Я» только те, которые применимы к его полу. Воспринимая новую информацию, ребенок кодирует и организует ее в соответствии с заданными извне гендерными схемами, то есть доминирующими культурными представлениями о мужественности и женственности и ролях мужчины и женщины в обществе. Следовательно, поведение и самооценка ребенка определяются содержательным компонентом гендерной схемы.

Автор теории социальных ролей А. Игли утверждает, что многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды, и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин. [42, с. 6-12]

Важную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые реализуются в процессе воспитания детей. Не следует забывать и об активности самого ребенка в освоении своей половой роли, идентифицируя себе с родителями определенного пола и подражая ему. Отмечают, что мальчики более склонны подражать поведению других, нежели девочки. Немаловажную роль, играет и эмоциональная, интимная связь между ребёнком и родителем.

Под половой идентичностью понимают переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, физиологической, психологической и социальных особенностей своего пола; аспект личностной идентичности. Половая идентичность определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности. [5]

Половая идентификация – это стадиальный процесс. У разных авторов число стадий не одинаково. Я.К. Коломинский и М.Х. Мелтас, что полоролевая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:

1. половая идентичность – понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящегося себя к тому или иному полу. (З. Старовия.)

2. собственно полоролевая идентичность – значение и усвоение ролей мужчин и женщин.

С. Томпсон выделяет в раннем развитии половой роли три этапа:

1) ребенок узнает, что существует два пола.

2) он включает себя в одну из этих категорий.

3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения.

Три этапа выделяют и другие авторы, правда, их содержание расходится с этапами выделенными С.Томпсоном: ребенок сначала усваивает половую идентичность, затем убеждается в необратимости пола во времени, и наконец у него возникает понимание того, что пол является константной характеристикой человека. [7, с 103- 104]

Ш. Берн описывает четыре стадии установления половой идентичности:

1. Гендерную идентификацию.

2. Гендерную константность.

3.Дифференциальное подражание.

4.Гендерную саморегуляцию.

Исходя из этого, следует раскрыть понятия гендерная идентичность. В плане гендерной психологии словосочетание гендерная идентичность означает и отождествляет себя с определенным полом и отношением к себе как к представителю определенного пола и освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик. [8, c 124-131]

В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. С раннего возраста человек отождествляет, себя с определенным полом у него возникает субъективной «чувства пола» и развиваются определенные характеристики личности – маскулинности и феминости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Массовидные социально-психологические явления в обществе. Умонастроение и общественное мнение. Толпа и ее психологический механизм
Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших группах, хотя они имеют и более широкое распространение, обязательно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в целом. Паника есть стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях повед ...

Рекомендации по улучшению памяти
Информация только тогда закрепляется в долговременном хранилище, когда она пройдет предварительную обработку в регистрах оперативной памяти и кратковременного хранилища. Существенной особенностью обрабатывающих регистров является возможность обрабатывать одновременно только 7±2 единиц информации. Объем памяти не зависит от количества е ...

Охарактеризовать влияние физических упражнений на развитие потенциала здоровья человека
Иммунитет – это способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел и веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации. Уровень двигательной активности оказывает большое влияние на активность и функциональную способность системы специфической и неспецифической защиты. Имеется достаточно данных о том, что в ус ...