Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Полоролевая идентичность, ее формирование
Страница 3

Информация » Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте » Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Полоролевая идентичность, ее формирование

Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:

1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации.

2) гендер конструируется и самими индивидами на уровне их сознания, принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.) Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности.

Возникновение половой идентификации объясняется различными теориями, которые подчас отличаются друг от друга.

Теория социального научения, опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подрожать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка.

Гендерная индентификация подростков формируется в условиях, где нормы и стандарты жизни стремительно меняются. Изменяются в обществе и представления о женских и мужских образах. В большинстве этнокультур на протяжении столетий, маскулинность - феминность как полярные предписания социального полового поведения служили ведущим, жестким ориентиром усвоения половой роли.

Половые роли - вид социальных ролей, они имеют нормативный характер, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), появляются в поведении. На уровне культуры половые роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Принятие и усвоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой в дальнейшем соотносятся самосознание личности и все свойства его поведения.

Как считают сторонники социального научения, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным ими на основании многих наблюдений.

А.Бандура, основываясь на материалах большого числа работ, полагает, что идентификация относится к процессу копирования субъектом мыслей, чувств или действий другого лица, служащего моделью. В его работах идентификация рассматривается как процесс научения посредством наблюдения, включающий многообразие результатов моделирования и основывающийся на прямых действиях с актуальными и символическими моделями.

Теория когнитивного развития главным считает получаемую ребенком от взрослого информацию о полоролевом поведении и понимание ребенком своей половой принадлежности и ее необратимости. Гендерная константность, полагают Дж. Сметана и К. Летурно побуждает детей искать социальные контакты для сбора информации о поведении, соответствующему их полу. Эта теория подчеркивает познавательную сторону процесса идентификации. Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается согласовать свое поведение с представлением о мужчине или женщине. [20, с. 57-59]

Основы половых установок непосредственно формируется не биологическими инстинктами и непроизвольными нормами культуры, а организацией познавательной сферы ребенка в соответствии с его половой ролью. Представление ребенка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения. Они возникают в результате активного отражения в сознании ребенка.

Согласно теории гендерных схем, разработанной С. Бем, усвоение и принятие установок, связанных с выполнением определенной гендерной роли, осуществляется в процессе первичной социализации. Предполагается, что половая дифференциация и типизация являются результатом гендерно - схематизированной переработки информации, связанной с понятиями «мужское» и «женское».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8