Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном
возрасте. Полоролевая идентичность, ее формированиеСтраница 2
В психологии понятие «идентичность» используется относительно недавно. С появлением и распространением психоанализа происходит в высшей степени любопытный поворот в осмыслении феномена «идентичность». Если прежде вопрос состоял, в том, как ее обнаружить, вывести на свет сознания, то теперь проблема смещается в другую плоскость: наше «истинное Я» т.е. идентичность, ускользает от осознания, не хочет быть обнаруженной. Если до Фрейда вели речь о том, как отделить подлинное содержание личности от неподлинного, то в психоанализе ситуация принципиально меняется: речь идет не о скрытой, а о скрывающейся идентичности. Причем скрывающейся не только от других, но и от себя. Наше «Я» строится из иллюзии относительно себя самого.
Психологические аспекты проблематики идентичности интенсивно разрабатываются в постфрейдовском психоанализе и, в частности, в революционных исследованиях Лакана. Речь здесь идет о складывании индивидуальности как возможного целого. То, что философы обозначают в качестве «самости» или «субъективности», отнюдь не представляет собой не какой естественной данности или само собой разумеющейся сущности. Эту мысль можно проследить в наблюдении за развитием младенца, человеческого детеныша в возрасте до 6 мес. вообще не является психическим целым. Он представляет собой «фрагментарное тело». Периодом между полугодом и полутора годами Лакан называет «зеркальной» стадией. Формирование «Я» или личности, или персональной идентичности, и в возрасте 18 мес. до 3 лет ребенок проходит «эдипальную стадию».
И наконец, широкое распространение «идентичности» и главное его введение в междисциплинарный научный обиход связано с именем Эрика Эриксона. Более того, если встреча философского и социологического словоупотребления и произошло, то случилось это именно благодаря Эриксону, активно работающему в 60-е годы. Приблизительно с середины- конца 70-х годов термин «Идентичность» прочно входит в словарь социально-гуманистических наук. Под идентичностью Эриксон понимал – чувство самотождественности, собственной эстетичности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, стабильности владения личностью собственного « независимо от изменений последнего и ситуации: способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития».[15, с 135 – 137]
Следует развести два таких понятия как половая идентичность и гендерная идентичность. До последнего времени в роботах отечественных исследователей: В.С.Агеева, И.С.Кона, Т.А.Репиной, Я.Л.Коломинского и др. использовались термины «психологический пол», «половая идентичность», «полоролевые стереотипы», «полоролевые отношения».
Термин «половая роль» соотносится интериоризацией норм, определяющих мужское и женское поведение в данной культуре. Начиная с раннего детства человек быстро идентифицирует свойственные и не свойственные каждому полу варианты поведения; подобная ассимиляция не является результатом намеренного обучения, она скорее продукт постепенного усвоения ряда норм, определяющих адекватное поведение.
Современная социально-психологическая наука различает понятия пол и гендер. Понятие «пол» использовалось для обозначения анатомо-физиологических особенностей мужчины или женщины, то есть биологическими особенностями человека. Понятие «гендер» обозначает сложный социокультурный процесс формирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках и сам результат - социальный конструкт гендера.
Основные психологические характеристики культуры делового общения
Реализация потребности в общении или, напротив, неудовлетворенность общением вызывают соответствующие эмоции и чувства.
Эмоции — особые психические состояния, связанные
с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами.
Эмоции человека — продукт общественно-исторического развития. Они являются субъективной формой выражен ...
Теоретические аспекты развития процессов мышления у детей младшего
школьного возраста с ЗПР. Особенности мышления детей
младшего школьного возраста с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР [7].
Основные клинические типы её дифференцируются по этио ...
Контрольный этап исследовательской работы
Для того, чтобы проверить эффективность экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Для контрольного обследования была выбрана социометрия – «С кем бы я поехал в цирк».
Цель
исследования: подтвердить эффективность выбранных методов по формированию взаимоотношений дете ...