Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Полоролевая идентичность, ее формирование
Страница 1

Информация » Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте » Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Полоролевая идентичность, ее формирование

Пол генетически обусловлен, и некоторые полагает, что мужчины и женщины резко отличаются друг от друга по своим интеллектуальным способностям, чертами личности, манере поведения, способам адаптации к взрослой жизни, прежде всего, в силу заложенной в них генетической программы. Сторонники противоположной точки зрения утверждают, что отличия между мужчинами и женщинами имеют внешние причины и определяются главным образом тем, что на протяжении всей жизни представители мужского и женского пола испытывают различное отношение к себе со стороны родителей, друзей и общества.

Наследственность и культура могут устанавливать какие-то внешние рамки полоролевой идентичности, но при формировании личности или психосексуальной идентичности они взаимодействуют, переплетенные между собой, как две нити одной веревки.

Полоролевая идентичность и устанавливается в раннем детстве, процесс полоролевой идентификации продолжается еще долгие годы. Полоролевая идентичность, возможно, образует самую важную часть нашей «Я» - концепции, но это вовсе не какая-то постоянная, раз и навсегда ускорившаяся особенность личности.

Прежде чем рассмотреть полоролевую идентичность, рассмотрим понятия «идентичности» и «идентификации». В психологическом словаре термин «идентичность» раскрывается следующим образом « идентичность – согласно Э. Эриксону - чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью «собственным «Я» независимо от изменений последнего и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития».[43]

В «Психологической энциклопедии» Р. Корсини и А.Ауэрбаха идентичность определяется как «…чувство тождественности или преемственности «Я», сохраняющееся, несмотря на средовые изменения и индивидуальное развитие. Личные воспоминания о прошлом и устремления свидетельствуют о существовании такого чувства идентичности в настоящем».

Идентификация – психологическая категория, отражающая процесс и результат эмоционального самоотождествления индивида с другим человеком, групп, образцом или идеалом. Термин «идентификация» берет начало в психоанализе, в котором интерпретируется главным образом как бессознательный процесс, подражание поведению или определенным качествам того лица, с которым индивид себя отождествляет. Введено З. Фрейдом, понимается как один из существенных механизмов формирования личности – моральной – инстанции супер – Эго: чтобы подавить свои инстинкты и тем избежать наказания, ребенок часто отождествляет себя с родителями, с авторитетными лицами. В работе А. Фрейд идентификация толкуется как один из механизмов защиты своего «Я». Этот механизм включает более частные механизмы интроекции и проекции.

Описанный впервые З.Фрейдом феномен идентификации интенсивно изучался в последующие десятилетия представителями самых разных областей психологической науки: детскими и медицинскими психологами, социальными психологами. Выполненные исследовательские и научные работы можно условно разделить на две не равные между собой группы. К первой из них, включающей громадное большинство исследований идентификации, относятся работы, касающиеся тех или иных аспектов проблемы социализации личности. Другая часть исследований идентификации связана с анализом процессов межличностного влияния, оказываемого друг на друга непосредственно общающимися индивидами, членами тех или иных человеческих групп.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Алкогольная аддикция
Среди химических аддикции лучше всего изучена алко­гольная аддикция. Хотя парадоксальность ситуации заклю­чается в том, что термин "изучена" в данном случае не со­всем верен, так как касается в основном токсического воздействия алкоголя на организм. Игнорирование аддиктивного звена процесса не дает ответа на вопрос, почему люд ...

Состояние врабатывания
В начальном периоде деятельности функциональные системы и организм в целом, несмотря на предрабочие сдвиги, не достигают состояния, необходимого для успешного функционирования. Начало работы тоже не дает возможности сразу достигнуть необходимого рабочего состояния. Нужен некоторый срок, чтобы оно было постепенно достигнуто. Процесс пере ...

Принципы сопровождения
29.11. 2003 13: 20 | А.И. Филатов • "на стороне ребенка": во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса; • автономность: специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовать свою деятельность как особую практику, с ...