Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Полоролевая идентичность, ее формирование
Страница 1

Информация » Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте » Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Полоролевая идентичность, ее формирование

Пол генетически обусловлен, и некоторые полагает, что мужчины и женщины резко отличаются друг от друга по своим интеллектуальным способностям, чертами личности, манере поведения, способам адаптации к взрослой жизни, прежде всего, в силу заложенной в них генетической программы. Сторонники противоположной точки зрения утверждают, что отличия между мужчинами и женщинами имеют внешние причины и определяются главным образом тем, что на протяжении всей жизни представители мужского и женского пола испытывают различное отношение к себе со стороны родителей, друзей и общества.

Наследственность и культура могут устанавливать какие-то внешние рамки полоролевой идентичности, но при формировании личности или психосексуальной идентичности они взаимодействуют, переплетенные между собой, как две нити одной веревки.

Полоролевая идентичность и устанавливается в раннем детстве, процесс полоролевой идентификации продолжается еще долгие годы. Полоролевая идентичность, возможно, образует самую важную часть нашей «Я» - концепции, но это вовсе не какая-то постоянная, раз и навсегда ускорившаяся особенность личности.

Прежде чем рассмотреть полоролевую идентичность, рассмотрим понятия «идентичности» и «идентификации». В психологическом словаре термин «идентичность» раскрывается следующим образом « идентичность – согласно Э. Эриксону - чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью «собственным «Я» независимо от изменений последнего и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития».[43]

В «Психологической энциклопедии» Р. Корсини и А.Ауэрбаха идентичность определяется как «…чувство тождественности или преемственности «Я», сохраняющееся, несмотря на средовые изменения и индивидуальное развитие. Личные воспоминания о прошлом и устремления свидетельствуют о существовании такого чувства идентичности в настоящем».

Идентификация – психологическая категория, отражающая процесс и результат эмоционального самоотождествления индивида с другим человеком, групп, образцом или идеалом. Термин «идентификация» берет начало в психоанализе, в котором интерпретируется главным образом как бессознательный процесс, подражание поведению или определенным качествам того лица, с которым индивид себя отождествляет. Введено З. Фрейдом, понимается как один из существенных механизмов формирования личности – моральной – инстанции супер – Эго: чтобы подавить свои инстинкты и тем избежать наказания, ребенок часто отождествляет себя с родителями, с авторитетными лицами. В работе А. Фрейд идентификация толкуется как один из механизмов защиты своего «Я». Этот механизм включает более частные механизмы интроекции и проекции.

Описанный впервые З.Фрейдом феномен идентификации интенсивно изучался в последующие десятилетия представителями самых разных областей психологической науки: детскими и медицинскими психологами, социальными психологами. Выполненные исследовательские и научные работы можно условно разделить на две не равные между собой группы. К первой из них, включающей громадное большинство исследований идентификации, относятся работы, касающиеся тех или иных аспектов проблемы социализации личности. Другая часть исследований идентификации связана с анализом процессов межличностного влияния, оказываемого друг на друга непосредственно общающимися индивидами, членами тех или иных человеческих групп.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Биофизическое развитие человека
Возрастная периодизация Стадия Возраст Особенности младенчество (1) 0 – 1 Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кише ...

Любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания.
Существует три вида аддикции, соприкасающихся друг с другом, к ним относятся любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания. Анализ лиц, предрасположенных к воз­никновению трех вышеперечисленных аддикции, показывает наличие у этих людей проблем с самооценкой, адекватный уровень которой для себя они не могут установить. Они не облад ...

Состояние психики и тревожности во время беременности. Психика с точки зрения перинатальной психологии
«Мы не можем смотреть на материнство только с точки зрения его благополучного завершения. Мы должны вникнуть в жизнь молодой женщины и ознакомиться с мыслями и переживаниями, которые в конечном итоге и приводят ее к желанию стать матерью»[14], - пишет Грантли Дик-Рид. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии ...