Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Полоролевая идентичность, ее формирование
Страница 5

Информация » Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте » Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Полоролевая идентичность, ее формирование

В представлениях о гендерной идентичности можно выделить четыре этапа (хотя этот термин появляется только в 1970-х гг. ранее существовали его аналогии: половая или полоролевая идентификация, отождествление себя с определенным полом и т.д.).

Рассмотрим в краткой форме данные этапы:

Первый дофрейдовский, этап относится к началу 20-х гг. В ранних исследованиях посвященных психологии женщин, отражалось наивное житейское представления о том, что женщина должна соответствовать некому идеалу (женственности).

Второй этап связан с деятельностью З.Фрейда, позднее его последователей и охватывает период с 1920 – 1970-х гг. В своей работе «Женственность» Фрейд изобразил женщин завидующим мужской анатомии и заключил, что «феминными» чертами является пассивной, зависимостью и склонность к подчинению.

К третьему этапу относятся период с 70-80 х-гг (Сандра Бем и Джудит Спенс). Для объяснения различных вариаций гендерной идентичности они привлекли идею андрогености. Термин «андрогиния» вводится в качестве ярлыка для обозначения индивидуумом, чья оценка высока относительно как инструментальных, так и экспериментальных черт, которые определяются именно их методикой. В этом смысле авторы связывают значение андрогинии с определениями, даваемыми этому термину в словарях (например, в словаре Вебстера андрогинными называются лица, «имеющие характеристики или природу как мужчин, так и женщин»).

Четвертый этап характеризует разочарования после одушевления. [19, с. 97-102]

Как отмечалось выше, до начала 1990-х гг. гендерная проблематика как таковая в отечественной психологии не развивалась, исследования были сосредоточены главным образом в области психологии пола, психологии половых различий, психологии семьи и брака.

Одна из первых кто отметила, увеличение количества научных работ в которых представлены результаты эмпирического изучения психологических различий между людьми разного пола, была И.С. Клецина. Однако, по ее мнению, не следует рассматривать, эти работы как гендерно ориентированы даже в тех случаях, когда в познании присутствует слово «гендер». В настоящее время граница между психологией пола и гендерными исследованиями в психологии проведена: «теоретико-методологическим основанием психологии пола является биодетерминиская парадигма, а гендерные исследования в психологии базируются на социально – конструктивной парадигме». [18]

Методологические основы гендерных исследований в отечественной психологии находят адекватное основание – это и теоретико-экспериментальная психология учения Б.Г. Ананьева о человеке (изучения половых характеристик как индивидуальных свойств человека и их связь с особенностями его социального поведения) и культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (зависимость развития личности от социально-культурных ситуаций).

Констатируя выше сказанное изучения, гендерной идентичности, следует отметить, что в конце 20 в. наряду с психологией половых различий сформировалась смежная наука, но не тождественная ей область психологической науки – гендерной психологии. Для психологии проводящих гендерные исследования, основной оказывается другая пара понятий – «маскулиность» и «феминость». Представители гендерного подхода склонны рассматривать психологические характеристики таким образам, как будто в ничтожно малой степени подвержены влиянию такой независимой переменной как «пол». Гораздо более значимой для раскрытия психологических механизмов познания и общения специалисты гендерной психологии, считают определение таких характеристик, как маскулиность- развитие мужских половых признаков, и фемининность – развитие женских половых признаков. [1. с.5-10]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Стресс, как одна из причин двигательных тиков
Согласно общему мнению большинства психологов и психиатров главным фактором возникновения тиков у детей и подростков является стресс. Подобная причина наблюдается в 64% случае заболевания тикозным гиперкинезом, в том числе двигательными (моторными тиками). Преобладающим можно назвать адаптационный стресс в школе.[25] Также к значительны ...

Характеристика социально-демографических особенностей контингента семей
Гимназия № 85 находится в Ленинском районе, г. Барнаула. Занятия в школе проходят в две смены, продолжительность занятий 45 минут. Общее количество учеников 1078 учащихся. На сегодняшний день: - полные семьи – 817; - неполные семьи – 270, из них: одинокие матери – 27; в разводе 203; семьи вдов и вдовцов – 40; - семьи с детьми инвали ...

Приложения
Основные критерии мотивов (по группам испытуемых, в %) № п/п Категория Группа A B C 1. Отношение к будущему - ожидание каких либо перемен - заботы о здоровье - беспокойство о родственниках - бытовые проблемы - ожидание достижений - ожидание трудностей - интерес к проблемам общества - отсутствие ожидан ...