Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном
возрасте. Полоролевая идентичность, ее формированиеСтраница 8
Понятие «гендер» отражает особенности социального взаимодействия мужчин и женщин и используется исключительно с целью разграничения биологического и социального в отношениях между людьми мужского и женского пола. Предмет гендерного исследования не ограничивается исследованием статуса женщин в обществе, последнее ведёт к их феминизации, т.е. они превращаются в идеологизированное социологическое исследование. Мужская роль также заслуживает не меньшего внимания, а тем более спектр взаимоотношений между мужчинами и женщинами. «Взаимосвязанная природа женских и мужских ролей подразумевает, что изменения в одной из них непременно должны сопровождаться изменениями в другой». [5]
Методология гендерных исследований должна руководствоваться прежде всего принципами нравственной целесообразности, т.е. интересами общества в целом. Мужская гендерная роль заслуживает внимания, главным образом, потому что мужчины зачастую не могут реализовать весь компонент мужского поведения. Последнее представляет угрозу их мужскому началу, и даже в худшем случае может привести при определённых условиях к патологической сексуальности, которая находит выражение в сексуальной агрессии. Структура мужской традиционной роли основывается на общепринятых в европейской культуре принципах патриархальности. Во-первых, мужчина, прежде всего, глава семьи и он главное ответственное лицо. Ценность мужчины определяется, прежде всего его личными успехами, в то время как для женщины может быть достаточно успехов её мужа. Во-вторых, от мужчины требуется физическая выносливость и здоровье, что также способствует его успешной социальной адаптации. Часто, если мужчина по каким-то обстоятельствам не вписывается, в традиционную мужскую роль у него развивается чувство дискомфорта, перерастающее в стресс. Берн использует понятие «мужской гендерно-ролевой стресс», под которым понимается «стресс», возникший, когда мужчине трудно поддерживать стандарт традиционной мужской роли или он вынужден проявлять поведение, характерное для женской роли «Гендерное давление» - это одобрение женских социокультурных стереотипов поведения обществом со стороны женщин, и неодобрение их со стороны мужчин. Со стороны мужчин приветствуются только мужские социокультурные стереотипы. «Гендерное давление» человек ощущает на себе с момента рождения, когда он ещё не в состоянии опираться на собственный опыт. Да и впоследствии человеку не всегда бывает достаточно своего собственного опыта, и чтобы расширять свои знания он зачастую опирается на чужой опыт или традицию, а также информацию, пришедшую из окружающей действительности. В силу всех этих фактов человек не всегда следует той модели гендерного поведения, какой ему хочется. Детская литература выпячивает добродетельную сторону женственности, которая состоит в стремлении к организации покоя и уюта в доме, наведению чистоты, заботе о мужчинах, младших братьях и сёстрах. («Белоснежка и семь гномов», «Гуси-лебеди», Царевна-лягушка». Каждый из трёх подходов: морфолого-анатомический, индивидуально-психологический и гендерный отражают особенности разных уровней бытия мужского и женского и удачно дополняют друг друга в понимании феноменов «маскулинности» и «феминности». [44]
Представители гендерного подхода основное внимание уделяют психологическому анализу гендерной идентичности субъекта: осознание и переживанию себя как представителя мужского и женского пола. Подчеркивается, что социально-культурный гендр и биологический пол человека далеко не всегда совпадает.
Особенности формирования одиночества у лиц пожилого
возраста
Ю. Б. Гарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) – от 50 до 65 лет; старческий возраст - от 65 и выше (50; с.4) Е. С. Авербух, отечественный психиатр условно выделяет возраст 45-60 лет как пост репродуктивный (климактерический) перио ...
Свойства нервной системы как нейрофизиологическая основа индивидуальности
Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы, с которыми он связал четыре типа темперамента.
Свойства нервной системы являются врожденными индивидуальными особенностями человека, которые прямо или косвенно оказывают влияние абсолютно на все компо ...
Культура речи и языка в деловом общении
В культуре делового общения необходимо различать две стороны «культуры речи». Правильную речь (то есть требующую знания и соблюдения языковых норм) и культурную речь (реализующую стремление к наибольшей эффективности высказывания; здесь назначение культуры соединяется с задачами стилистики).
Мысль о разграничении двух сторон рассматрив ...