Факторы, способствующие дисгармонизации характера подростков
Страница 1

Огромное значение в плане дисгармонизации характера подростков в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания:

- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;

- характер отношений между родителями и детьми в целом;

- уровень семейной гармонии или дисгармонии;

- характер отношений с родными братьями и сестрами.

В данной работе мы рассмотрим наиболее частые типы неправильного воспитания и связанные с ними дисгармонизации характера.

При повышенной моральной ответственности почти все подростки обнаруживают большую устойчивость в отношении повышенных родительских экспектаций или возложенных на них трудных обязанностей. Несостоятельность и промахи в этих случаях не оказывает на них надламывающего действия. Подросток неустойчивого типа относится к родительским экспектациям и возложенным на него поручениям с полным пренебрежением. На фоне гипертимных или эпилептоидных задатков данная ситуация может укрепить лидерские черты или стремления властвовать. Лабильного подростка чрезмерная ответственность может крайне тяготить, и он постарается всячески ее избежать. Подросток с истероидной акцентуацией, в лучшем случае проиграв короткое время роль заботливого опекуна и убедившись, что отсутствуют восхищенные его усердием зрители, забросит или возненавидит объект своей опеки.

Но для психостенической и, возможно, сензетивной акцентуаций чрезмерно высокие требования к чувству ответственности являются ударом по месту наименьшего сопротивления, приводя к затяжному неврозу или к психопатическому развитию по психостеническому типу.

При акцентуациях характера воспитание в условиях жестких взаимоотношений особенно пагубно для эпилептоидного и комфортного типов – именно таких подростков легче всего начинается психопатическое развитие по эпилептоидному типу.

Положение менее любимого и нежеланного члена семьи неодинаково сказывается на подростках с разным типом характера. При гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярко выступает реакция эмансипации: первые из них борются за самостоятельность и свободу, вторые – за имущественные права. Истероиды в этих случаях в подростковом возрасте продолжают обнаруживать выраженную детскую реакцию оппозиции. И хотя формы ее выявления с возрастом меняются, но все поступки: и непонятные кражи, и показной интерес алкоголю и другим, дурманящим средствам, и суицидальные демонстрации, и самооговоры в распутстве – используются как сигналы родным, как требования внимания, любви и заботы. Другие истероиды, отчаявшись в попытке привлечь любовь себе, погружаются в мир фантазий или начинают искать внимание на стороне. Шизоиды на подобную ситуацию, как и на другие трудности жизни, реагируют уходом в себя, возводя духовную стену между собой и не любящей их семьей. Неустойчивые не склоны к тяжело переживать эмоциональное отвержение близких они и без этого ищут отдушину в подростковых компаниях.

Гиперпротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому и комфортному типам. Именно такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и легко заимствуют праздный, полный поисков увеселений образ жизни. Однако она может оказаться пагубной и при гипертимной, и при эпилептоидной, и при лабильной и даже при шизоидной акцентуациях, обуславливая наслоения на них черт неустойчивого типа.

Для подростка неустойчивого типа опасность отсутствия надзора, постоянного твердого руководства, даже принуждения к занятиям, учебе, труду не вызывает сомнений. Предоставленные себе они с первых классов школы начинают прогуливать уроки, все дни проводить на улице, быстро оказываются в асоциальных компаниях, и весь дальнейший путь психопатического развития по неустойчивому типу с делинквентностью, алкоголизацией, побегами из дому и т. п. Осуществляется довольно быстро. Задержать это развитие может лишь обстановка строгого трудового и дисциплинарного режима.

Страницы: 1 2


Психологическая характеристика следственного эксперимента.
Следственный эксперимент является сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку его результаты нередко наглядно свидетельствуют о возможности иди невозможности определенного явления, события, а опровергнуть их подозреваемому, обвиняемому бывает трудно. Большинство видов следственного эксперимента по своему ...

Структура способностей.
Деятельность (трудовая, учебная спортивная и т.п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнен ...

Агрессивное поведение
Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. Даже простейшие проявляют способность перемещаться в ответ на раздражители среды[3] У многоклеточных организмов по ...