Факторы, способствующие дисгармонизации характера подростков
Страница 2

Потворствующая гиперпротекция рано или поздно создает для подростка кризисную ситуацию. С одной стороны, с детства утверждаются желания всегда быть на виду, лидировать среди сверстников, откуда неизбежными становятся непомерно высокий уровень притязаний, жажда престижного положения. С другой стороны, потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умение постоять за себя и за свои интересы, осуществить лидерские функции, подчинить себе, руководить другими[9, С.152-157].

Доминирующая гиперпротекция у агрессивного подростка еще в младшем или среднем школьном подростковом возрасте приводит к резкому усилению реакции эмансипации. Родители реагируют на эмансипационные устремления опекаемого ребенка адекватным, с их точки зрения, способом – еще жестче требуют послушания, строже наказывают, еще более усиливают контроль, стараются изолировать от сверстников. В результате создается прочный круг – подросток все более проявляет непослушание, родители все сильнее стремятся его подчинить своему руководству. Подростки рвут все родительские запреты и устремляются туда где, с их точки зрения, «все можно», т.е. в асоциальную уличную компанию. Здесь сказывается подростковая реакция группирования. Алкоголизация и знакомство с другими средствами значительно подталкивают психопатические развитие агрессивных подростков [19, С.75-79].

Воспитание в атмосфере культа болезни, а именно преувеличенные заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела являются одной из форм доминирующей гиперпротекции. В итоге такое воспитание способствует инфантилизации, эюстической фиксации на заботах о собственном здоровье, развитию своего рода рентных установок с завышенными притязаниями. На любые трудности становится ведущим истерический способ реагирования с ипохондрическим внешним проявлением.

Семьи агрессивных подростков имеют свои особенности, присущие только им. Анализ особенностей семей агрессивных подростков проводился на основе исследования влияния семейного воспитания и семейных отношений на агрессивное поведение подростков, сделанного А. Бандурой [2, С. 125-136].

Интересен факт становления агрессивного поведения подростков в зависимости от характера взаимоотношений между братьями и сестрами. Подростки проявляют больше физической и вербальной агрессии против единственного брата и сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Существует сильная корреляция между выраженностью агрессивных отношений между детьми в одной семье и усвоением силовых моделей поведения и наказания за драки со стороны родителей. Подростки редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают за ссоры и драки никого из детей, и часто агрессивно, если родители наказывают в основном старших детей. Без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте. Изучение зависимости между агрессивным поведением и характером наказаний, а также контролем родителями поведения своих детей показало, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у подростков, а минимальный контроль и присмотр за подростками коррелирует с высоким уровнем асоциальности.

Таким образом, основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители подростков имеющим дисгармонизации характера, - это:

- сознательное лишение любви и заботы в случае проступка

- частые изоляции подростки;

- физические наказания;

- угрозы;

- лишение привилегий;

- введение ограничений и отсутствие поощрений.

Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания и не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.

Страницы: 1 2 


Жестикуляция
Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты. Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимани ...

Общие представления о психологическом пространстве личности
Психологическое пространство личности мы понимаем как субъективный значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки ...

Организационные формы медико-социальной помощи детям с проблемами развития и поведения при семейной депривации
Анализ социализации детей в основных сферах их отношений – в семье, в школе - показывает, что в условиях острого, протрагированного и хронического семейного стресса развиваются сложные по структуре нарушения, которые включают функционально-обратимые психические расстройства, отклонения возрастного психического развития с признаками рета ...