Возникновение и развитие сознания.

Информация » Психология восприятие и прошлый опыт человека » Возникновение и развитие сознания.

Глав­ным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудий­ная деятельность людей.

Это такая деятельность, которая требу­ет кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Индивидуальное сознание на заре истории чело­вечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее орга­низации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Точно так же, в онтогенезе возникает и начи­нает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его ста­новления также необходимы совместная деятельность и актив­ное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения), вначале появляется коллективное, а затем индиви­дуальное сознание. Индивидуальное сознание ребенка формируется на ба­зе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого со­знания имеет продуктивный, творческий характер человече­ской деятельности. Сознание предполагает осознание чело­веком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. В начале своего развития сознание человека является на­правленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него.

Позднее появля­ется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Та­кова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и по­степенным соединением мысли со словом.

Мышление челове­ка, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения до­бываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубо­ким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, пре­вращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозна­чить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических ус­ловий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историче­ском ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении со­знания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, инди­вид все глубже проникает в психологию живших до него наро­дов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозна­чить как историческое.


Манипулятивное общение
Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляци ...

Занятие 10
Цель: формирование единства в поведенческой сфере: развитие навыков и умений взаимодействия, сотрудничества, согласованности действий в решении групповых проблем. Ход занятия: Приветствие участниками друг друга Основная часть Подведение итогов занятия. 1 упражнение. Ритуал приветствия. 2 упражнение. Деловая игра “Потерянный город” ...

Анализ эффективности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации
Приступаю к анализу эффективности психолого-педагогического сопровождения пятиклассников мы помнили о том, что для более тщательного и взвешенного анализа результатов необходимо более тщательное наблюдение за данным классом. В ходе нашего дипломного исследования мы выполнили лишь небольшую часть работы, способствующей адаптации пятиклас ...