Культура делового общения: какой ей быть. Деловое общение людей как приоритетная социально-психологическая проблема
Страница 1

Информация » Культура и искусство речи » Культура делового общения: какой ей быть. Деловое общение людей как приоритетная социально-психологическая проблема

В психолого-педагогической литературе среди факторов, формирующих личность, выделяют труд, познание и общение. Последнему уделяется все большее внимание, так как во всех сферах жизнедеятельности людей наблюдается огромный дефицит общения, и прежде всего — делового.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности

и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие

и понимание

другого человека.

Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата. Здесь деловое общение выступает как органическая часть деятельности.

Можно сказать, что деловое общение направлено на установление психического контакта между людьми с помощью специфических средств (языка, эмоций, чувств и др.), позволяющих людям вступать во взаимодействие и добиваться влияния на знания, мнения, установления взаимопонимания.

Язык — объективно существующее социально-психологическое явление в духовной жизни человеческого общества. Он является основой системы знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.

С помощью языка как системы знаков осуществляется взаимодействие людей в процессе познания мира, деятельности по созданию предметов, в обучении, спорте и др. Вся совокупность процессов духовного и материального производства, общественных отношений между людьми определяет развитие языка как специфически социального средства хранения и передачи информации, а также средства управления человеческим поведением.

Древний японский мыслитель Ф. Каниззи указывал на то, что язык так же древен, как и сознание; язык есть

практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Развитие языка началось более миллиона лет тому назад, когда возник труд, связанный с изготовлением, сохранением орудий груда и необходимостью передачи опыта по их использованию и воссозданию. Одним из непосредственных естественных проявлений языка явилась речь- звукословесное общение.

Одна из основных функций языка (прежде всего речи) — коммуникативная, или функция общения. Всякая коммуникация представляет собой обмен информацией в человеческом общении: обмен представлениями, идеями, ценностными ориентациями, настроениями, чувствами и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности (Л. В. Петровский).

Вторая функция языка — знаковая. Язык человека представляет собой систему знаков. Знаки замещают собой реальные предметы и явления для обозначения и хранения информации об этих предметах и явлениях. Благодаря знакам речь становится средством и формой выражения мыслей: обозначает предметы, явления, действия, качества и т.д. Усваивая язык как фиксированную знаковую систему, человек учится мыслить не только образами, но и знаками. Знаки используются как орудия психических действий и преобразуют всю человеческую психику, подобно тому, как материальные орудия, созданные руками человека, преобразуют его естественную природу. Общаясь, люди обмениваются знаками и организуют совместную деятельность на уровне знаковых умственных операций.

Третья функция языка — передача и усвоение общественно-исторического опыта, который человек получает, прежде всего, при помощи языка. Язык выступает как средство устной передачи информации о делах давно минувших дней в мифах, легендах и былинах, как хранитель информации с помощью печатного слова. В общении усваивается опыт предшествующих поколений и осуществляется его передача.

Четвертая функция языка — планирующая. Человеческая деятельность характеризуется тем, что изначально планируется. Планирование человек осуществляет в соответствии с требованиями к решению поставленной задачи и в расчете на то, что другие поймут, оценят и примут его решения. Планирование всегда предвосхищает исполнительные действия.

Пятая функция языка — экспрессивная. Она соединена с коммуникативной и выражает отношение человека к сообщению. В ее основе — непосредственные врожденные реакции, выражающие расположение или агрессию. В общении эмоционально развитых людей — это такая же управляемая и контролируемая функция языка, как и все остальные. Экспрессивная функция придает выразительность человеческой речи, делает ее более доступной для понимания. Кроме того, она выражает состояние человека и его отношение к той информации, которую он сообщает. Эта функция речи может, как усиливать значение информации, так и обесценивать ее. Экспрессивная функция, оказывая существенное влияние на отношения людей, может использоваться как средство воспитательного воздействия.

Страницы: 1 2


Безработица как проблема социального общества
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные, наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. Занятость измеряется количеством взрослых работников с 16 лет и старше, которые имеют работу. В реальной экономическ ...

Психоанализ как основа теории личности З. Фрейда. Предпосылки возникновения психоанализа. Зигмунд Фрейд
В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета Зигмунд Фрейд, работая над «Проектом программы научной психологии», пришел к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача невропатолога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Психоанализ Фрейда оказал явно или неявно влияние почти на ...

Манипуляция в СМК. СМИ. Информация. Информационная коммуникация
Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы. А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, ...