Заключение
Страница 4

Рациональная психотерапия обращена к уму и рассудку человека. Опираясь на логику как науку о законах мышления, психолог убедительно демонстрирует военнослужащему ошибки в его рассуждениях, связанной с неправильной оценкой своего состояния.

Самой существенной чертой этого метода является воздействие на военнослужащего логическим убеждением, обучение его правильному мышлению (исходя из того, что в основе психического расстройства лежит логическая ошибка, заблуждения человека). Без логической аргументации нет рациональной психотерапии. Она включает в себя внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, дидактические и риторические приемы.

В процессе рациональной психотерапии психолог решает ряд задач, которые на первом этапе его работы с военнослужащими носят преимущественно диагностический характер (выявляет сущность конфликта между личностью и средой, осуществляется всестороннее изучение личности), а на втором – терапевтический (составление и осуществление плана коррекции мышления, разрешения конфликта, закрепление полученных результатов).

Рациональная психотерапия требует эрудиции психолога не только в своей области, но и в таких науках, как медицина, логика, педагогика, литература, социология и др. Психолог, ставящий перед собой задачу коррекции мышления личности, должен быть всесторонне развитым человеком.

Рациональная психотерапия может проводиться индивидуально, но практикуется и в групповом варианте. В этом случае, большое влияние оказывает не столько сам психолог, сколько умело направленный им групповой процесс.

Показаниями к рациональной психотерапии являются, прежде всего, невроз навязчивых состояний, психопатии психастенического круга, сексуальные неврозы, алкоголизм, наркомания, девиантные формы поведения. Основным достоинством рациональной психотерапии является то, что обратившийся за помощью сам активно участвует в процессе оказания психологической помощи; недостаток же метода в том, что эффект наступает относительно медленно.

[1] Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах. М., 1998, С. 164.

[2] Якушин Н.В. Психологическая помощь воинам-афганцам в реабилитационном центре республики Беларусь // Психологический журнал 1996. №5, С.65.

[3] Соловьев И. Жизнь после войны// Солдат удачи, 1999, №8, С.40.

[4] Там же. С. 41.

[5] Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы// Вестник МГУ, сер.14.,Психология, 1995, №4., С.47

[6] Лазебная О.Е., Зеленова М.Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий// Психологический журнал, 1999, Т.20, №5, С. 63.

[7] Караяни А.Г.Психологическая работа в боевой обстановке. Самара., 1997, С. 52.

[8] Там же. С.63

[9] Миско Е.А., Тарабрина Н.В. Особенности жизненной перспективы у ветеранов войны в Афганистане и ликвидаторов аварии на ЧАЭС// Психологический журнал, 2004, Т.25, №3, С.44.

[10] Там же. С.45.

[11] Ахмедова Х.Б. Посттравматические личностные изменения у гражданских лиц, переживших угрозу жизни// Вопросы психологии, 2004, №3, С.102.

[12] Якушин Н.В. Психологическая помощь воинам-афганцам в реабилитационном центре республики Беларусь // Психологический журнал 1996. №5, С.66.

[13] Ахмедова Х.Б. Посттравматические личностные изменения у гражданских лиц, переживших угрозу жизни// Вопросы психологии, 2004, №3, С.94.

[14] Практическая психология образования / под ред. Дубровиной И.В., М., 1997, С.40-41.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Перечислить принципы формирования физического здоровья ребенка
1. обеспечение оптимальных условий жизни; 2. здоровый образ жизни ребенка; 3. грамотное формирование соматической конституции; 4. своевременное и адекватное применение развивающих, гармонизирующих, тренирующих воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня здоровья; 5. специфическая и неспецифическая профилактика заболевани ...

Диагностика стрессоустойчивости подростков по методикам Холмса-Раге и Кеттелла
Американские ученые Холмс и Раге длительное время посвятили изучению зависимости психических и физических заболеваний различного происхождения от стресогенных ситуаций. В ходе исследований они опросили и осмотрели более пяти тысяч человек. В результате Холмс и Раге пришли к выводу, что психические и физические заболевания (сюда же можно ...

Жестикуляция
Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты. Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимани ...